Минас Аветисян. Непоколебимый, как родные горы

Минас Аветисян. Непоколебимый, как родные горы

«Он был своего рода знаменосцем, который вывел как живопись, так и общественное мнение того времени на совершенно новый уровень. Он не продался, не испугался, хотя иногда ему было действительно страшно. Не сломался, хотя столько всего выпало на его долю. Не изменил себе и своим принципам. Он был человеком очень волевым! Непоколебимым», — таким вспоминает Минаса Аветисяна его старший сын Арман Аветисян. Сегодня, 20 июля, одному из самых ярких армянских художников XX века исполнилось бы 93 года. Однако его жизнь оборвалась рано. Оборвалась трагически и несправедливо.

«В мире мало подобных ему художников, поверьте мне, можно сказать, что совсем нет. Какой он мощный, какой армянский, старый и совершенно новый. Удивительно…» писал о нем Уильям Сароян.

Живопись Минаса Аветисяна цепляет, завораживает с первых секунд. Яркие краски, крупные мазки, насыщенная палитра цветов, смелые для советской эпохи решения, таинственность, граничащая с мистицизмом, и искренняя, неподдельная любовь к родному краю. Любовь скромная, без навязчивого пафоса.

«Вид на Джаджур», 1968. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

«Вид на Джаджур», 1968. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

В этой статье мы попытаемся войти или хотя бы приблизиться к удивительному миру Минаса Аветисяна — миру солнца. А это невозможно сделать, не посетив родные края художника.

Неразрывная связь: Джаджур сквозь творчество Минаса

Ширакская область. Джаджур. То самое село на севере Армении, в котором родился и вырос Минас Аветисян. Место, подарившее миру гениального мастера, который, в свою очередь, подарил нам новый взгляд на Джаджур сквозь призму своей живописи.

Джаджур. Фото: Ася Ерицян

Джаджур. Фото: Ася Ерицян

Когда мы говорим Минас, то представляем Джаджур, а когда говорим Джаджур, представляем Минаса. Это какая-то невероятная физическая и духовная связь с родными местами, природой, сельской жизнью. Неважно, пейзаж ли это, портрет или натюрморт — все работы художника пронизаны джаджурским солнцем, джаджурской землей, воздухом и даже джаджурскими суровыми зимами.

«Отец говорил, что мы столько всего видели, столько прочувствовали,  поэтому наша живопись не может быть другой. Столько всего произошло на этой земле! Его отец воевал с 1914 года до Баш-Апаранского сражения, был ранен. Это место очень сильно повлияло на живопись Минаса, он всю жизнь пронес его с собой», — рассказывает старший сын художника, который является директором Музея Минаса Аветисяна в Джаджуре.

Джаджур встретил нас ласковым солнцем, беззаботным, ясным небом, которое вскоре покрылось вереницей черных туч. Сильный ливень, начавшийся потом, сопровождали раскаты грома, ослепляющие вспышки молний, град и сумасшедший ветер. Но не прошло и часа, как вновь выглянуло солнце, и от стихии не осталось и следа. «А вы как думали? Вот в этом-то и весь Джаджур», — с улыбкой сказал Арман Аветисян.

Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Символично, что именно здесь, в Джаджуре, находится музей Минаса Аветисяна. Первое здание музея, построенное в 1982 году, было разрушено во время Спитакского землетрясения 1988 года. Возведение нового началось лишь в 2001 году. А в 2005-м музей возобновил свою деятельность.

В экспозиции представлены полотна Минаса Аветисяна, множество архивных фотографий, на которых художник запечатлен со своими друзьями — творческой и научной интеллигенцией того времени.

Музей стал вторым домом для двух монументальных фресок Минаса Аветисяна — «День» и «Рождение Тороса Рослина», которые чудом удалось демонтировать и вывезти из полуразрушенных гюмрийских фабрик.

«Рождение Тороса Рослина». Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

«Рождение Тороса Рослина». Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Недалеко от музея находится дом Минаса Аветисяна. Точнее то, что от него осталось. Как видим, землетрясение не пощадило и его. Как не пощадило уникальные фрески художника в Гюмри…

Дом Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Дом Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Французский фовизм с армянским колоритом

Творчество Минаса Аветисяна относят к фовизму — модернистскому течению в живописи, возникшему в начале XX века во Франции. Само слово «фовизм» произошло от французского «fauve», что переводится как «дикий». Характерная черта этого направления — насыщенные, интенсивные цвета, контрастность, динамичность, стремление к эмоциональному напряжению. Так, фовисты (самые известные представители — Анри Матисс, Альфред Морер) противопоставляли себя импрессионистам, которые предпочитали мягкие оттенки и старались передать легкость и мимолетность мгновения.

«Армянский натюрморт», 1972. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

«Армянский натюрморт», 1972. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

«Минас — ярко выраженный фовист: по технике, цветам, контрастам. Но это такой своеобразный фовизм — армянский. Дело в том, что он долгое время изучал средневековую миниатюру, что не могло не повлиять на его искусство и выбор сюжетов для картин. В живописи Минаса, безусловно, есть напряжение, такая пружина. Есть мнение, что в его работах присутствует какая-то тоска, печаль, грусть. Это не грусть и не тоска. Это внутренняя пружина, напряжение. Такое впечатление, что сейчас что-то лопнет, взорвется», — отмечает Арман Аветисян.

Однако, по его словам, это вовсе не мучительное, фатальное напряжение, а наоборот, светлое и волевое: «Там нет самоистязания и болезненности. Это здоровое искусство: яркие цвета, солнце, и в этом — большой оптимизм. Такой торжествующий свет. Несмотря ни на что!»

«Эдемский сад», 1963. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

«Эдемский сад», 1963. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Арман вспоминает, что Минас никогда не останавливался в творческих поисках. Во время учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1952–1954 гг.) он общался со многими известными искусствоведами, учеными, посещал всевозможные выставки, галереи, изучал мировую живопись, в частности, французскую.

«В то время это было практически невозможно. Ведь не было доступной литературы. Многое было под запретом. В 69-м отец поехал в Париж — это была его единственная поездка. После поездки он почти заболел: ему было очень обидно, что здесь не было свободы для творчества. Для думающих людей по всему Союзу это было тяжко. Очень тяжко», — отмечает сын художника.

Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

«Искусство любит борьбу»

Творческая свобода Минаса Аветисяна, конечно же, не всем пришлась по душе. Когда художник вернулся из Ленинграда, против него развернулась целая агитационная кампания.

«Когда приехал отец, общественное мнение было взбудоражено, о нем стали писать ужасные статьи. И тогда за него вступился Мартирос Сергеевич Сарьян — человек-авторитет, герой социалистического труда, автор герба Советской Армении, академик. Ну и кто бы посмел что-то сказать против Мартироса Сергеевича?» — рассказывает Арман Аветисян.

Сарьян действительно очень тепло относился к Аветисяну, и именно его поддержка помогла художнику пережить страшный удар — пожар в ереванской мастерской. В ту роковую ночь огонь уничтожил практически все работы творца.

Слева: Минас Аветисян и Мартирос Сарьян. Справа: почерк художника. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

«Это было в новогоднюю ночь. Мы приехали в Джаджур на новогодние праздники. И вот, нам позвонили и сказали, что в мастерской был пожар, все сгорело! Папа был, конечно, потрясен. Он был не в себе! Здесь были его друзья, художники, искусствоведы. Все сразу же выехали в Ереван. А там от мастерской ничего не осталось. Сгорело более 350 картин, а также 50 лучших работ, которые отец отобрал для выставки в Вене. Все сгорело дотла. Остался такой квадрат. Черный квадрат… После этого отец не рисовал два месяца. Все-таки удар был очень сильным», — вспоминает Арман Аветисян. 

Узнав об этой трагедии, Сарьян прислал Аветисяну посылку с лучшими голландскими красками и кистями, а также с запиской, в которой призывал не сдаваться. Ведь искусство, как говорил Мартирос Сергеевич, любит борьбу.

«Натюрморт. Арбуз», 1960. Фото: gallery.am

«Натюрморт. Арбуз», 1960. Фото: gallery.am

«И так отец стал рисовать. Сильный был человек. Несгибаемый. Он понимал, что оставалось очень мало времени. Он говорил это много раз. И это его убивало. Два года он работал фанатично, рисовал днем и ночью. За это время он сделал невозможное: численно и качественно практически восстановил утерянное. Это были последние годы его жизни. А потом случилось то, что случилось… [речь идет о трагической смерти художника при наезде автомобиля на тротуар. Прим. ред.]», — делится Арман Аветисян.

Минас Аветисян, по воспоминаниям сына, был человеком волевым всегда — и в творчестве, и в жизни: «Как-то я заболел и лежал в постели. Он подошел, посмотрел на меня и сказал: „Как-то ты не очень красиво лежишь, скрюченный какой-то, жалкий, а ну выпрямись, быстро! Помни, даже, если будешь умирать — выпрямись. Будь гордым!“ Вот сейчас вспоминаю, и мурашки по коже. У него был твердый характер, но при этом он был добрейшим, терпеливым человеком, не выносил несправедливость».    

Двери из квартиры балетмейстера Евгения Чанги, раскрашенные Минасом Аветисяном. Фото: Ася Ерицян

Двери из квартиры балетмейстера Евгения Чанги, раскрашенные Минасом Аветисяном. Фото: Ася Ерицян

Торжество света

«Минас весьма своеобразный и талантливый художник. В его цветах есть нечто мощное, невероятная сила, очень современная и очень армянская. В картинах Минаса я с неимоверной силой чувствую Армению», очень точно подметил всемирно известный французский художник армянского происхождения Жан Гарзу [настоящее имя Гарник Зулумян. Прим. ред.]

Характерные для фовизма напряжение, насыщенная цветовая палитра, экспрессия гармонично сочетаются с образом твердой и непоколебимой Армении — суровой, горной, но при этом яркой и солнечной страны, которую Минас Аветисян изобразил на своих картинах.

Декорация к постановке балета Арама Хачатуряна «Гаяне» и его портрет. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Декорация к постановке балета Арама Хачатуряна «Гаяне» и его портрет. Дом-музей Минаса Аветисяна в Джаджуре. Фото: Ася Ерицян

Выдающийся художник прожил всего 46 лет. Однако за то время, которое было ему отведено, он создал около 500 холстов, 20 крупных фресок и стал автором более десятка театральных декораций. Минас Аветисян с достоинством перенес все трудности и удары судьбы — и при этом остался собой.

Его непрожитые годы — болезненная потеря для армянской живописи. А прожитые напоминают бесконечную борьбу. Но эта борьба обязательно закончится торжеством света. Торжеством света и цвета. Как в живописи Минаса Аветисяна.

Журналист, преподаватель Российско-Армянского университета Ася Ерицян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы

Фото обложки: avproduction.am

Минас Аветисян. Непоколебимый, как родные горы