Редакция

Графика Минаса Аветисяна: эскизы больших полотен и ненаписанных картин

Редакция
Графика Минаса Аветисяна: эскизы больших полотен и ненаписанных картин

Графика Минаса Аветисяна, взволнованная, трепетная, непосредственно и красноречиво раскрывающая мысли и чувства художника, — лишь небольшая часть его разностороннего творчества. Будучи живописцем прежде всего, художник внёс в свои графические листы гармонию цветовых созвучий, но иных, чем в живописи. Колористическое решение его графических композиций легче, «задумчивее», мягче, нежели живописных работ.

Минас Аветисян. Эскизы картины «Память», 1972
Репродукция: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

Многие рисунки и эскизы Аветисяна приоткрывают завесу над тем, как формировались замыслы его картин. Сохранились графические эскизы картины «Память» (1972). На одном листе три эскизных наброска этой темы. Слева женщина и дерево. Внизу женщина на фоне домика, справа дерево и мужская фигура. Наконец, наверху эскиз, который ближе всего к эмоциональному и композиционному решению картины: женщина стоит на фоне глубокого проёма открытой двери. Дерево уже «отнесено» задом, с тем чтобы его вертикаль не повторяла вертикаль лаконичных очертаний женской фигуры. Так от более конкретного и частного художник идёт к обобщённости, цельности, монументальности решения картины. На основе всех этих поисков в 1972 году был написан холст. Женская фигура на фоне глубокого проёма двери глинобитного дома. Лаконично написанный пейзаж. Образ вырастает до символа народной памяти о своих героях. Обобщённо и властно лепит художник форму. Голубые одежды, лицо, словно в призрачном лунном свете, тёплые тени, с просвечивающими мазками золотистой охры. Впоследствии Аветисян вновь возвращается к той же теме. Он пишет большую картину «Ожидание» (1974). Картина решена в иной цветовой гамме, чем «Память». Образ менее символичен, чем в картине 1972 года. Здесь как бы ослаблена трагическая тема. Цветовое решение стало более тёплым, золотистым. Но графические эскизы, которые послужили основой для картины «Память», имели прямое отношение и к этой работе.

Минас Аветисян. Ожидание. Вариант картины «Память», 1975
Репродукция: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

Большой интерес представляют замыслы неосуществлённых картин. Так, в эскизах, исполненных углем на одном листе, мы видим первоначальную разработку отдельных образов картины. Здесь первые мысли и совершенно зрелые эскизы, где есть точность композиционного строя и найдено подлинно монументальное решение будущей картины. На фоне горного пейзажа — пастух и овцы. Простейший сюжет, но он решён как обобщённый образ пейзажа горной Армении. В небольшом эскизе уже чувствуются эпическое начало, гармония ощущения человека в пейзаже.

Минас Аветисян. Эскизы к картине «Раздумье»
Репродукция: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

В эскизных графических вариантах будущих картин Аветисяна мы подчас на одном листе находим резко контрастные решения. Творческая мысль течёт стремительно. Отметая лишнее, художник извлекает драгоценное зерно рождающегося образа, добивается лаконизма композиции, музыкальной ритмичности и строгой закономерности своих построений. Работа над картиной 1973 года «Перед зеркалом. Гаянэ» даёт представление о роли этюда на пути к созданию законченного произведения. Путь от этюда, исполненного пастелью, к картине был не только путём освобождения от бытовой повседневности, но и от композиционной случайности, внезапно увиденного в жизни мотива. Художник пришёл к кристаллизации пластической ясности образа, к строгой гармонии цветового и композиционного решения.

Минас Аветисян. Раздумье, 1972
Репродукция: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

В картине красота молодой женщины в праздничном сиянии оранжево‐красных цветов. Она как бы соткана из ярких солнечных лучей. Здесь словно звучит гимн женской красоте, отстранённой от конкретного единичного момента. Аветисяна глубоко волнует тема духовной силы армянского народа. Все его работы проникнуты любовью к людям Армении, к её камням, к её памятникам, к её обычаям. В рисунке «Крестьянка» (1974), исполненном углем и фломастером, — суровая простота форм, монументальность. Художник создаёт обобщённый образ, полный значимости и доброты. Рисунок читается как фреска. В рисунке «Художник» в мареве быстрых штрихов пастели рождается лицо творца, с глубоким взглядом словно смотрящих в будущее глаз. Высокое творческое начало ярко раскрылось и в портрете Мартироса Сарьяна, исполненном Минасом Аветисяном в 1972 году, уже после смерти Мартироса Сергеевича. Минас относился к нему с сыновней нежностью, чтил его талант и человеческое обаяние, и вот он создаёт портрет‐реквием. В сетке штрихов, взволнованных, решительных, ломких, проступает величавый и строгий образ варпета, мудрого и красивого.

Минас Аветисян. Портрет Мартироса Сарьяна, 1972
Репродукция: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

Эмоциональная насыщенность портретных работ Аветисяна всегда очень высока. На каком этапе она возникает, можно заметить в его незаконченных портретах. Если эскизные поиски художника позволяют нам проследить все ходы его мысли, столкновение порой противоборствующих вариантов, то очень многое можно увидеть вне законченных портретах. Смерть прервала работу над ними на уровне первоначальной цветовой раскладки.

Два женских портрета, так и оставшихся незаконченными в мастерской, очень различны по эмоциональному строю. Но у них есть одна общая черта. Это уже конкретные характеры, хотя в живописи ещё нет того бесконечного богатства и разнообразия цвета, какие типичны для Аветисяна последних лет.

Минас Аветисян. Эскизы неосуществленных картин
Репродукция: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

Среди графических листов Минаса Аветисяна есть такие, как «Скорбь» (1972), «Сострадание», где он создаёт обобщение человеческих чувств в образах особой пластической красоты и строгого лаконизма. Эти обобщения всегда основаны на глубоких жизненных впечатлениях.

Очертания женских фигур в листе «Утешение» (1974) музыкальны. В них заключена подлинная монументальность. Художник всегда касается здесь больших общечеловеческих проблем. И в то же время женские образы этого (одного из лучших) листа глубоко национальны. В горе молодой женщины есть задумчивая просветлённость. Трагичность в искусстве Аветисяна, как в греческой трагедии, несёт в себе надежду на утверждение жизни, радости, которую через преодоление горя каждый находит в духовной общности людей.

Минас Аветисян. Скорбь, 1972
Репродукция: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

Художник огромного темперамента, он слагал в своей живописи поэмы о жизни Армении, о её настоящем и о её прошлом. Звонкие чистые цвета древнеармянских миниатюр, напряжённые и в то же время напевные краски армянского пейзажа насытили его живопись и графику.

Искусство Аветисяна представляет собой единый сплав, в котором взаимодействуют мастерство колориста и рисовальщика. Музыкальность, удивительное чувство ритма, свойственные его живописи и графике, помогли ему создать целый ряд великолепных декораций для Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова. Балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» в декорациях Минаса Аветисяна получил своё второе рождение.

Арам Хачатурян говорил о художнике: «Темперамент Минаса — сильный, яркий, мне очень близок. Являясь художником с симфоническим дыханием, он ворвался в театр с широкими и глубокими мыслями. Он перенёс в театральную живопись свой мощный симфонизм».

Мартирос Сарьян и Минас Аветисян. Фото: avproduction.am

Аветисян писал фрески в Ереване и Ленинакане. В них воедино слились его дар монументалиста и музыкальная напевность его искусства.

Сарьян однажды сказал Аветисяну: «Я старше тебя на пятьдесят лет, — жаль, что мало времени осталось. Где ты был? Пришёл бы чуть раньше. Не забудь, искусство любит борьбу. Теперь я уже не один. Ты тоже не один. Значит, продолжай дерзать. Я верю в твои хорошие руки». После смерти Мартироса Сергеевича Аветисян прожил всего три года, но создал столько, что этого хватило бы ещё на целую жизнь. Его искусство заняло прочное и почётное место в истории советского и мирового искусства.

Источник: Капланова С. Минас Аветисян. Графика, 1987

Обложка: Минас Аветисян у себя в мастерской в Ереване, 1967. Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Графика Минаса Аветисяна: эскизы больших полотен и ненаписанных картин