«Священный трепет охватил меня»: Минас Аветисян о Мартиросе Сарьяне

«Священный трепет охватил меня»: Минас Аветисян о Мартиросе Сарьяне

К 90-летию Мартироса Сарьяна художник Минас Аветисян написал небольшой очерк о том, как ему удалось побывать в Парижском музее современного искусства, где в том числе выставлялись картины Варпета. Армянский музей Москвы представляет статью Аветисяна в переводе И. Мирзояна, которая была опубликована 27 февраля 1970 года в газете «Гракан терт».

Октябрь в Ереване. Мартирос Сарьян, 1961 год. Из коллекции Государственного музея Востока

Путеводная звезда

Прошлой осенью мне довелось побывать в знаменитом Парижском музее современного искусства, где экспонировались произведения крупнейших мастеров французской живописи ХХ века.

«Произведения какого из армянских художников можно было бы с гордостью демонстрировать здесь?» — подумал я. И без колебаний представил себе лучшие полотна нашего Варпета. В воображении я перенес их в Парижский музей. Волнение мое было велико, но тем большей оказалась радость. Сарьян великолепно соседствовал с Матиссом, Пикассо, Браком, Делоне, Дюфи. Священный трепет охватил меня. То, что окружало меня, стало богаче еще на одну жизнь, отданную искусству, оно словно восполнило какой-то пробел.

Автопортрет. Минас Аветисян. Из колллекции Музея Минаса Аветисяна

И я еще раз убедился в том, что искусство — это человек, что оно выражение его переживаний, его внутреннего мира, что искусство должно быть рождено сердцем, как деревья и цветы рождены землей. И снова — в который раз — я ощутил недосягаемую безыскусность сарьяновских полотен. На мгновение Парижский музей озарился здоровым, животворящим настроением сарьяновских картин, их сказочным, волшебным светом, звонкими девственными красками, которые исходят из души и чисты, прозрачны, выстраданы, неподражаемы. Передо мной еще раз сверкнула живительная сила искусства — то, чему учит нас Варпет своими простыми лаконичными словами «любите землю!» и мудрыми произведениями.

28 февраля Варпету исполнится девяносто. Совсем недавно он создал пейзаж под названием «Земля» — это окно во вселенную. Этот холст — украшение последней выставки, среди сотен выставленных работ он сиял как алмаз. Смотришь, и дивишься тому, как можно семь десятилетий оставаться верным себе и шагать в ногу со временем, оставаться молодым…

Газели. Мартирос Сарьян, 1926 год. Из коллекции Третьяковской галереи

Сарьян еще не в должной мере известен миру, и не Сарьян тому виной, отнюдь. Так же мало знают в мире нашего Нарекаци и Овнатаняна, наших художников-миниатюристов и Комитаса…И, пожалуй, сейчас важно не это. Гораздо важнее нам самим глубже познать собственное наше богатство, сделать его своей путеводной звездой — это в наш стремительный и переменчивый век необходимо более, чем когда-либо.

1970

Источник: А.А. Каменский, Ш.Г. Хачатрян. О Сарьяне: страницы художественной критики. Отзывы современников, 1980 год.

«Священный трепет охватил меня»: Минас Аветисян о Мартиросе Сарьяне