Михаил Киракосян – фотограф нового поколения
В современном мире человек порой успевает за одну жизнь освоить несколько профессий. Наше время дарит творческим людям прекрасные возможности для воплощения самых смелых идей. Вот и Михаил Киракосян, получив специальность в такой сложной сфере, как архитектура, решился освоить другую: вооружился фотоаппаратом и начал снимать. Перед этим Михаил Киракосян успел поработать по первой, в нескольких крупных проектах, в том числе и на позиции руководителя.
Впрочем, первая профессия сильно отразилась как на творчестве, так и на методах работы Киракосяна. Одной из лучших его фотосерий можно назвать «Монументальную геометрию», посвященную московской, в основном, архитектуре. Только профессионал в этой сфере способен выдать такое количество снимков архитектурных объектов и нигде не ошибиться в ракурсе ни на йоту. «Монументальная геометрия» Киракосяна – это не просто набор туристических красот для открытки, как обычно бывает. Хотя такие открытки, безусловно, пользовались бы большим успехом. В зданиях, запечатленных фотографом, видна геометрическая задумка архитектора, отчего кадры производят особенно сильное впечатление. В серию вошли также панорамные снимки, сделанные на большой высоте. Особенно запоминается фотография Собора Покрова Богоматери, известного в народе как Собор Василия Блаженного. На снимке купола храма словно парят над московскими крышами. Если вспомнить, что эти крыши появились намного позже собора, то будет, о чем задуматься.
Многие фотографии из этой серии напоминают старую добрую гравюру – на них запечатлены фасады, снятые с «правильной» высоты. И вот уже хорошо знакомое здание открывается перед зрителем во всем своем величии, предстает таким, каким прохожие редко видят его. Вообще снимки, где исторические здания запечатлены на фоне суперсовременных, всегда интересны. А когда сделаны человеком, знающим толк в архитектуре, – особенно. Сочетания линий, контрасты форм наглядно показывают, как сильно меняется урбаническое пространство за сравнительно недолгое время. В этом плане один из наиболее впечатляющих кадров – Спасская башня Кремля на фоне небоскребов Москва-Сити. Очень современны и эффектны снимки, сделанные с помощью замедленной выдержки. На них геометрическая форма получена из света, самой эфемерной фактуры, порой малозаметной человеческому глазу. Лучшие фотографии этой серии внесены в фонд Музея Москвы.
Еще одно явное влияние первой профессии – Михаил Киракосян подходит к процессу съемки фундаментально, как к производству. Учитывает мнение экспертов, продумывает условия съемки, разрабатывает проекты, которые перекликаются с актуальной реальностью. В 2015 году Михаил организовал международный клуб фотографов «Leica Club International».
Во время пандемии 2020 года он сделал два проекта в Московском зоопарке, которые оказались весьма востребованными, вызвали сильную эмоциональную отдачу зрителей. В трудные для всех дни изоляции фотограф обратился к животным опустевшего, закрытого для посетителей мира. Глобальный гуманитарный кризис обычно поглощает все внимание общества, которому становится не до тех, кого люди приручили, кто зависим от участия человека. Это очень хрупкий маркер состояния окружающего нас мира.
Фотопроект «Московский зоопарк. Изоляция» рассказывает о жизни, которая оказалась вне зоны внимания в те дни. И вот, питомцы зоопарка на фоне пустующих без посетителей аллей, будни ветеринаров и сотрудников, занятых работой. С момента изоляции ничего не изменилось – животных по-прежнему нужно кормить, лечить, как и всегда. Снимки этой серии заставляют задуматься о том, что у созданного человеком пространства есть своя закрытая жизнь, без которой невозможна вся эта система, позволяющая нам увидеть тех, кто обычно живет вдали от людей. Лучшие фотографии проекта представлены на портале «Музейная Москва онлайн».
Нелегкие, но насыщенные и интересные недели съемок в зоопарке вдохновили фотографа на другой, эмоционально более проникновенный проект «Мы похожи на вас». Это черно-белые изображения животных, которые смело можно назвать портретами, хотя такое обозначение редко употребляется в отношении наших меньших братьев. Михаил Киракосян определил проект как интерпретацию работ Чарльза Дарвина, а точнее – его труда «Выражение эмоций у животных и человека». Дарвин написал о том, как схож мир переживаний людей и животных, а Киракосян показал, как это выглядит. Среди снимков не только экспрессивные фотографии, в которых проявлены яркие эмоции, но и очень проникновенные кадры. Особенно это касается высших приматов, так похожих на человека. На проект обратили внимание в мире профессиональной фотографии, он был обласкан зрителем. После того как фотографии из серии «Мы похожи на вас» были отмечены международной галерейной сетью LUMAS, их увидели в двадцати городах мира: Нью-Йорке, Торонто, Мельбурне, Вене, Лондоне, Будапеште, Ганновере, Дортмунде, Берлине, Гамбурге, Висбадене, Париже, Цюрихе, Мюнхене, Кельне, Доха, Мангейме, Франкфурте, Дюссельдорфе, Штутгарте.
В 2018 в России прошел Чемпионат мира по футболу. Михаил Киракосян запечатлел атмосферу праздничной Москвы Мундиаля, на который съехались люди со всех уголков мира. Проект «The Fans of Russia World Cup 2018» Михаила Киракосяна вошел в архивы Музея Москвы.
Современный мир визуального искусства живо реагирует на многочисленные изменения среды современного человека. Успех мастеров в наши дни зависит в том числе и от умения понимать и принимать эти перемены, реагировать на них. Михаил Киракосян держит руку на пульсе этой большой современной жизни с ее вызовами и постоянно меняющимися параметрами. Именно в этом главный секрет его успеха.
Создаваемый им визуальный контент выявляет хрупкость пространства, в котором живет человек, показывает его многообразие, напоминает о том, что общество не существует само по себе. Человечество находится в большом пространстве, от которого зависит и которое постоянно стремится изменить.
Нарине Эйрамджянц, специально для Армянского музея Москвы
Фото обложки: armeniasputnik.am