Оперу Микаэла Таривердиева «Граф Калиостро» представят в Омске
21 июля зрителей Омского музыкального театра ждёт премьера — комическая опера Микаэла Таривердиева «Граф Калиостро». Одно из лучших сочинений композитора имеет несправедливо малую сценическую историю. Впервые «Граф Калиостро» был поставлен режиссёром Борисом Покровским в Камерном музыкальном театре в 1983 году. Омская постановка (режиссёр — Александр Лебедев, дирижёр — Юрий Соснин) начинает новую страницу в биографии этого произведения.
Опера «Граф Калиостро» основана на одноимённой повести Алексея Толстого, написанной в 1921 году. В повести рассказывается, как граф, прославленный авантюрист и маг XVIII века оживляет портрет прекрасной Прасковьи Петровны, в который влюбился мечтатель Алексей. Прасковья Петровна возвращается к жизни будто для того, чтобы доказать, что прошлому лучше оставаться в прошлом.
Драматург Николай Кемарский и композитор Микаэл Таривердиев в своей опере «Граф Калиостро» перенесли фантастические события повести в XX век — действие происходит в музее, расположенном в старинной дворянской усадьбе. Максимально раскрывая возможности камерного состава оркестра, сочетая стилизацию под старинную музыку с пародиями на неё, лиричность с гротеском и юмор с философичностью, Микаэл Таривердиев создал произведение глубокое и изящное.
Я много работал на границе популярных и академических жанров — использовал микрофонное пение, соединял его с классической формой и высокой поэзией. Но в опере «Граф Калиостро» мне хотелось воссоздать жанр оперы, причём комической оперы, в чистом виде. Я решил вернуться к поставленным голосам, традиционной форме классической оперы-буфф. С ариями, ансамблями, речетативами-secco, стремительно развивающимся действием. Правда, с современным сюжетом. Либретто было написано моим другом Николаем Кемарским по повести Алексея Толстого, события которой перенесены в наше время. Сюжетные ходы остались теми же. Но усадьба оказалась музеем-усадьбой. Молодой человек, один из сотрудников музея, так же как у Толстого, влюблён в портрет дамы XVIII века. Также появляется знатный иностранец, только с экскурсией. Он оживляет портрет. И так далее. Дело ведь не в том, что портрет оживает, а в том, как в этой ситуации проявляются люди. И нам было интересно посмотреть, как поведут себя в этой ситуации современные люди, дама восемнадцатого века. Нам было интересно «оживить» и типичного директора, и аспиранта Алексея, и даже милиционера, столкнуть речевую и музыкальную стилистику XVIII и XX веков.
Вообще, эстетически XVIII век мне всегда был близок. Я остро чувствую эту музыку, приёмы, формы этого времени. Так что и сюжет, и цели были мне невероятно близки и увлекательны. Кроме того, мне близко то направление в опере, которое продолжает её демократические традиции, то, что раньше было «мэйн стрим», какими были «Волшебная флейта» Моцарта, написанная им для народного театра Шиканедера, «Евгений Онегин» Чайковского, оперы Верди.
В «Графе Калиостро» мне хотелось приблизить музыкальный язык оперы к современной городской интонации и сегодняшней музыкальной среде, а с другой стороны, это должно было быть помножено на шутливую комическую имитацию музыки восемнадцатого века.
Микаэл Таривердиев
Узнать подробнее о премьере оперы Микаэла Таривердиева «Граф Калиостро» в Омском музыкальном театре можно на сайте muzteatr-omsk.ru.
Источники: muzteatr-omsk.ru, omsk.mk.ru,
tariverdiev.ru, notes.tarakanov.net
Фото обложки: astoperahouse.ru