Микаэл Бадалян: «Быть наследником Урарту — большая ответственность»
Микаэл Бадалян — директор историко-археологического музея-заповедника «Эребуни». В интервью специальному корреспонденту Армянского музея Москвы Мариам Кочарян он рассказал о новых технологиях, внедряемые в заповедник, ожидаемых выставках и наследии Урарту.
— Расскажите про внедряемые VR технологии музея? Когда ожидать запуск?
Благодаря гранту, выделенному благотворительным фондом «Степан Гишян», Музей Эребуни уже заканчивает работу над большим VR проектом. В начале января уже можно будет воспользоваться этой мультимедийной виртуальной платформой. А с конца марта посетители смогут также воспользоваться возможностями AR (дополненная реальность — прим. ред.) технологий.
— На сайте?
Мы выложим ссылку на страницах в соцсетях. Сайт пока находится в разработке. Музей заключил договор, и вскоре нас ожидает совершенно новый сайт, который будет готов через несколько месяцев. Тогда и появится активная ссылка на сайте. В этой связи мы тесно сотрудничаем с компанией ARLOOPA (армянская компания по разработке приложений и игр для дополненной и виртуальной реальности — прим. ред.). В игре есть два мотива. Первый — это царь Аргишти I, который только воздвигает крепость Эребуни и дает ей имя, а писец заканчивает клинообразную надпись, которая считается паспортом Еревана. Синхронно к этому идут аудиозаписи на армянском, русском, французском и английском языках. Затем царь Аргишти I поворачивается и произносит напутственные пожелания посетителям Эребуни. Второй мотив — урартские культовые ритуалы и храм Суси, посвященный богу Иубша. Так, с помощью VR очков посетители смогут оказаться в урартском мире, стать частью ритуала омовения, который связан со священным деревом, посмотреть, как писцы делают клинообразные надписи, зайти в храм, увидеть царя, царицу, маленького принца, статую бога, который сидит на троне, потом сделать обзорную прогулку по всему храмовому комплексу и познакомиться с интерьером и предметами быта. В Армении уже есть музеи, которые применяли в работе VR технологии, но в исторической тематике это делается в первый раз. А по мотивам Урарту, насколько я знаю, вообще впервые в мире. Думаю, что внедрение VR во многом поменяет восприятие музея Эребуни. Мы должны развиваться, двигаться вперед, в ногу со временем. Уже в марте также стартует еще и проект по AR технологиям. Это поможет посетителям с помощью гаджетов зафиксировать паспорт Еревана, зайти в музей и начать экскурсию.
— С помощью QR-кода?
Да, с помощью QR. Затем царь во вступлении начнет говорить текст на урартском, что само по себе уже интересно.
— Сколько обычно музей насчитывает посетителей в год?
В 2022 году — более чем 38 тысяч посетителей. И это только в музее Эребуни, не считая Кармир-Блур (историко-археологический памятник, урартская крепость-городище — прим. ред.), что почти в 10 тысяч раз больше, чем в прошлом году. Мы сейчас очень тесно работаем и со школами, у нас много разнообразных образовательных программ. Одна из наших главных целей 2023 года — организация участия в тендере по выставке сценографии.
— Можете рассказать подробнее?
Это новая выставка, которая осуществляется при поддержке департамента Древнего Востока музея Лувра. Правительство Франции выделило средства. Наша старая экспозиция, которая не менялась с 1984 года, наконец, поменяется. Думаю, что после этого восприятие Эребуни совсем изменится, поскольку на выставке мы будем говорить о наследии всего человечества, об Урарту. Ведь сегодня наследие принадлежит тому, кто его бережет и хранит. Сейчас почти никому не интересно генетически кому что принадлежит. В этом плане у нас очень много работы. Совместно с Институтом археологии и этнографии мы организовали международную конференцию, куда были приглашены наши коллеги из Эрмитажа, Лувра, других французских учреждений, Польши, Австрии, США, то есть это было очень значимое событие в жизни археологии Кавказа, и не только Кавказа, думаю, что еще и Ближнего Востока. И мы должны продолжить все это развивать, потому что сейчас восприятие Урарту как наследия Армении под угрозой. Много сторонних сил и недругов, которые работают в этом направлении. А нам надо защищать Урарту в качестве нашего наследия, что безусловно не делается статусами в социальных сетях. Мы должны доказать это своей работой — не только научной, но и общественной — потому что общество, особенно армянское, должно, наконец, понять, что именно они являются наследниками этой великой в прошлом империи.
— А есть те, кто не понимает этого?
Да, очень многие не осознают масштаба этого события или их не интересует эта тема. Здесь есть и наша вина, потому что часто все эти вопросы воспринимались в чисто научном формате. Но всю эту обширную информацию необходимо подавать и в научно-популярном контексте, потому что люди попросту не знают своей истории. Наша задача — просвещать и образовывать. Урарту — это очень большая ответственность.
— Какая?
Ответственность перед наследием, которое завещали наши предки. Если прогуляться по Эребуни и воочию увидеть все то, что оставили нам наши предки, то диву даешься, как все это можно было построить. Особенно сейчас Урарту для нас и в политическом смысле очень выигрышная тема, с помощью которой можно решить даже геополитические вопросы.
— А есть ли понимание этого на государственном уровне?
Да, но вы знаете, здесь нужна сильная сплоченная государственная эгида. В этой связи мы тоже работаем, но я не думаю, что мы достигли той цели, которую хотим достичь. Урарту — это ценность для нас и в туристическом плане. Если сделать Урарту одним из брендов Армении, то можно привезти в страну очень большие потоки туристов. Мы часто говорим, что Армения — первая страна, которая приняла христианство. Я сам христианин, но я не думаю, что во всех учебниках истории мира об этом написано. Но про Урарту уж точно есть информация, потому что это была могучая империя, и надо сделать так, чтобы слова Урарту и Армения вновь стали синонимами. Это повысит и наше восприятие о самоидентичности. Просто можете прогуляться по Эребуни, посмотреть, что наши предки завещали, и осознать, как можно было все это построить, как можно было 2800 лет назад так обрабатывать камни, сделать такую водопроводную систему. Если мы грамотно не оценим это, то за нас оценят другие.
— Есть уже эти «другие»?
Конечно, есть! По-моему, нужно наконец создать систему, потому что перед нами работают целые системы, а если мы продолжим работать несистематично, то проиграем даже в этом чисто научном формате.
— А что нужно сделать на ваш взгляд с Арцахом, чтобы мировое сообщество начало воспринимать эту территорию как часть Армении?
В первую очередь, проблему нужно искать в нас самих. Мы видим безразличие на фоне угрозы нашей территориальной целостности. Никто не поможет тебе, если ты сам не возьмешься за это дело. История показывает, что даже малые страны под угрозой существования, могут позволить себе решать большие проблемы. Из всех ситуаций есть выход. В первую очередь, надо задуматься о нашей образовательной системе. Если ты не образован, тобой легче управлять. А наше образование находится в плачевном состоянии. Когда я учился в школе, умных ребят всегда обзывали, приклеивали к ним разные ярлыки. Для нас авторитетами считались не ученые, а богатенькие люди с материальным достатком. Это же деградация! Лично в моем классе в последние годы мало кто вообще посещал школу. Кто-то вынужденно приходил на занятия, а кто-то уже «решил» все свои вопросы. Нам необходимо образование, а самое главное, система образования. Например, у Азербайджана есть эта система. У них даже ложь систематизирована. Машина пропаганды работает вовсю. Они знают, кто будет говорить, кто за кем, что именно будет говорить. И все это на государственном уровне. Нам тоже нужен подобный подход. Во вторую очередь, я убедился в том, что многое решают личные связи. Надо выстраивать грамотные отношения с партнерами. Во многом нас часто приглашают на заграничные конференции, благодаря моим личным связям и знакомствам. Даже в нашей частной жизни многое решают личные связи, и это не секрет. К тому же, нужно учитывать разный менталитет коллег. Есть большая разница между нашими, допустим, иранскими и европейскими партнерами. К примеру, у нас отличные отношения с Лувром, Британским музеем в Лондоне, Пушкинским музеем в Москве, и все это — часть огромной работы. Непросто общаться с мировыми музеями мира и уметь выстраивать грамотное взаимодействие. У нас нет ни нефти, ни нефтедолларов. Многое зависит от простых человеческих взаимоотношений.
— А что с российскими партнерами?
У нас отличные взаимоотношения уже многие годы. Во многом благодаря Михаилу Борисовичу Пиотровскому сложилось замечательное партнерство с Эрмитажем. Сам Михаил Борисович к нам приезжал, посещал наш музей, Кармир-Блур. А он человек, как вы понимаете, очень занятой, нашел время и очень внимательно слушал, внимательно записывал все наши просьбы. Именно он пригласил нас на нашу недавнюю презентацию в Эрмитаж. К тому же, он очень любит Армению. Он вырос в Ереване, знает армянский язык. И вы знаете, это тоже личная связь. Очень важная. Мы должны ценить это, потому что хорошие долгосрочные партнерские отношения — окно в мир, которое открывает множество запертых дверей.
— Есть ли сотрудничество с музеями Арцаха? В каком они сейчас состоянии?
Мы поделили наш офис с Лачинским музеем Арцаха. Уже успели совместно отреставрировать около шестидесяти экспонатов и сейчас работаем под одной крышей. Это была наша инициатива.
— Что нам ожидать от музея в 2023 году?
С 25-ого января у нас открывается выставка Биайнской (урартской) гробницы Еревана. Она расположена на территории сегодняшнего Ереван-молла. Многие наши соотечественники вообще не подозревают, что в Ереване есть уникальная монументальная гробница, которую можно посетить.
— Расскажите напоследок про книгу «Армения Маритима»
В прошлом году в Ереване в издательстве Института археологии и этнографии Армении была издана уникальная книга под названием «Армения Маритима». Это случилось благодаря Национальной Академии наук Армении, Институту археологии и этнографии, нашему историко-археологическому музею-заповеднику «Эребуни» и Институту археологии имени Котсена в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Издание рассказывает об уникальном археологическом наследии страны Удуру-Этиуни. Это южная часть севанского бассейна, по всей вероятности означающее в переводе «водяное этиуни». Сама книга посвящена армянскому выдающемуся археологу, одному из основателей археологии Армении — Ашхарбеку Андреевичу Лорис-Калантару, который в свое время стал жертвой сталинских репрессий. В библиографии есть сводки и о его жизни. Я уверен, многие зарубежные коллеги будут не раз ссылаться на эти статьи. Ведь нас уже начали поздравлять с выпуском книги. Поэтому так важно знать, что мы не только наследники Урарту, но и великой этиунской культуры.
Интервью записано 29 декабря
Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване
Фотографии предоставил Микаэл Бадалян