Живопись Мгера Абегяна — поэзия горных хребтов и долин
Мгер Абегян, народный художник Армянской ССР, родился в 1909 году в семье выдающегося учёного-филолога Манука Абегяна. Интеллектуальная среда, в которой рос будущий живописец, сформировала его характер, основанный на идеях гуманизма и патриотизма. Начальное профессиональное образование Мгер Манукович получил в Художественном техникуме Еревана, а затем продолжил обучение в Москве. Учился Абегян у таких известных мастеров, как Седрак Аракелян и Александр Осмёркин, а его духовным учителем стал Мартирос Сарьян, чьё влияние, бесспорно, прослеживается во всех его произведениях.
Александр Осмёркин входил в художественное объединение «Бубновый валет», участники которого были преемниками сезаннизма в России. Последние ориентировались на геометричность и построение объёмных форм. В работах Абегяна также продолжается эта традиция — объекты представлены весомо, массивно, словно дышат здоровьем. На его полотнах любой кусочек природы — горные хребты, поля или спелые фрукты — выглядит монументально. Композиционная близость со своим учителем особенно заметна в натюрмортах Абегяна.
Невозможно не принять во внимание воздействие творчества Сарьяна. Если исполнительная, техническая часть связана с Осмёркиным, то тематические интересы прямым образом сводятся к творчеству Мастера. Это безмерное любование родиной, начиная с крестьянки и её работы, а заканчивая плодами выполненного труда — обильными дарами природы.
В то время как работы Сарьяна бросаются в глаза своим разнообразием колорита и певучестью образов, то у Абегяна, в синтезе народной и западной художественных традиций, они достигают апогея. В его творчестве Армения предстаёт перед нами как родина героев. Его полотнам присущи эпичность и красочность, а благодаря новой тематической интерпретации все предметы приобретают величественность.
Мгер Абегян посвятил себя двум основным жанрам — натюрморту и пейзажу. Исходя из этого выбора, можно сказать, что он противопоставляет в своём творчестве две крайности — переменчивость природы и предметную статику. Его больше всего привлекает «тайная» жизнь объектов, их форма, изменчивость в зависимости от света или положения. Особенно в натюрмортах сочетание плодов и утилитарных атрибутов (например, металлической утвари или крестьянской керамики) говорит о высоком эстетическом вкусе самого художника. В них символично соединяются спелые плоды природы и труд человеческих рук.
В особенности примечательна работа «Натюрморт со старинными армянскими гончарными изделиями» — оттенки нежно-розового и голубого сопрягаются с ярко-жёлтым и оранжевым, а всё вместе обрамляется ультрамариновой тенью. Или работа «Натюрморт. Сентябрь», где преподнесена осенняя щедрость природы. Здесь художник противопоставляет два цвета — чёрный и белый, которые удивительным образом гармонично добавляют друг друга. В этом и проявляются мастерство и живописное чутьё Абегяна. Контрастное монохромное сочетание вовсе не бросается в глаза, а изящное сочетание в скатерти бирюзового, пурпура и киновари придаёт общей картине колоритный и изобильный вид. В натюрмортах мы без прикосновения ощущаем все материалы, «дышащие жизнью». Эта декоративная красочность вызывает живой отклик зрителя.
Что же касается пейзажей, художник своими монументальными произведениями будто выводит нас за рамки полотен. Поражающая своими контрастами армянская природа на картинах Абегяна предстаёт перед нами величественной и полной достоинства. Величавые горы, залитые солнечным светом, узкие ущелья, цветущие долины несут в себе эпический характер. Земля перестаёт быть просто землёй, она превращается в Родину, которая как мать кормит и питает свой народ. Здесь художник соединяет своё субъективное восприятие, любование родиной, и объективное видение. В них земля находится в эпическом покое и спокойном величии. Ощущается пространство армянской земли и созидательная сила природы.
На протяжении творческого пути художника родина находит своё символическое воплощение в женском образе Матери-Родины. В триптихе «Айастан» («Армения») художник соединяет народ со своей землёй. В центре сидит уверенная женщина и демонстрирует дары природы, а горные хребты с двух сторон будто охраняют её. Женщина и есть воплощение Матери-Родины, чьим прототипом стала жена и муза Мгера Абегяна — Лусик.
В художественном наследии Мгера Абегяна важное место занимает графика, в которой, несмотря на её живописность, всегда присутствует линия, своего рода «распределитель». Ведь армяне, народ малочисленный, среди культурного многообразия сохраняют свою самобытность, придерживаясь «линейного мышления».
К графике Абегян обратился в начале 1930-х, создав ряд линогравюр, посвящённых деревенскому быту и природе. Несмотря на скупые средства, художнику удаётся светом и тенью, соотношением чёрного и белого передать обширные просторы армянской природы. При этом она всё равно остаётся живописной, независимо от отсутствия цветов. Белый здесь выступает как главный носитель питающего солнца, а чёрный символизирует плодородную землю.
Можно уверенно сказать, что осмысление армянской истории достигло своей вершины в работах Мгера Абегяна, весь творческий путь которого пронизан жизнелюбием и глубоким оптимизмом. Его искусство, насыщенное декоративной красочностью и спокойным величием, представляет из себя художественный портрет самой Армении.
Искусствовед Рузанна Лазарян (Ереван) специально для Армянского музея Москвы
На обложке: картина Мгера Абегяна «Мать Армения» (1972), Национальная галерея Армении