Урартийский медальон VIII–VII веков до н.э. из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке
Недавно открыла удивительный ресурс — онлайн-коллекцию Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Музейные собрания оцифрованы и выложены на официальном сайте. Здесь можно найти всё, что так необходимо страждущему сердцу исследователя — от античных идолов с Кикладских островов до театральных японских кимоно начала XX века. Есть здесь и армянская коллекция — более трёхсот единиц хранения выдаёт поисковик по запросу «Армения». Понятное дело, речь идёт о памятниках, что называется, «от начала времён» — от эпохи Урарту. Об этой коллекции Армянский музей Москвы будет рассказывать по мере изучения хранилищ Метрополитен-музея. Сегодня наш рассказ о медальоне VIII–VII веков до н.э., с изображением жреца, молящегося божеству, из коллекции знаменитого собирателя Норберта Шиммеля.
Перед нами — серебряный медальон (6 см), частично покрытый золотом. Специалисты считают, что при работе с этим изделием применялась техника покрытия золотой фольгой.
На медальоне изображена сцена жертвоприношения. Урартийское божество восседает на троне. Сам трон установлен на постаменте, поддерживаемом львами. Фигура божества — выделяется в композиции. Она отличается тем, что покрыта золотом в сравнении с упрощённой и сливающейся с фоном фигурой молящегося напротив.
Сам молящийся стоит перед троном. Это — мужская фигура. Возможно, это — урартийский царь, вельможа или жрец (кто-то, кто мог себе позволить такой ритуальный медальон). Руки молящегося воздеты вверх.
Божество возвышается над человеком, как бы показывая всем своим видом и позой превосходство и могущество над тем, кто возносит ему мольбы. В руках у божества некий предмет — это либо подношение, которое в знак благосклонности к молящемуся принял небесный покровитель, либо отличительный знак божества — его атрибут.
Одежды на божестве более торжественные, нежели на просителе. Головной убор с рогатой макушкой, одеяние, украшенное ромбовидным орнаментом, и хорошо проработанные волосы (или декоративная деталь шлема) — во всём чувствуется тщательная работа мастера. Фигура молящегося проработана слабее. Менее чёткие и более расплывчатые линии всей фигуры, небрежными штрихами отмеченное одеяние — всё это говорит о более низком статусе просящего, в сравнении со статусом того, во имя которого совершается жертвоприношение.
Источник: metmuseum.org
Техника исполнения — чеканный рельеф.
Считается, что подобный изобразительный канон жертвоприношения — общая ассирийская схема, распространённая в древние времена на Ближнем Востоке. Таких медальонов найдено немало во время археологических экспедиций. Божество с рогатым головным убором на троне, поддерживаемом животными, и фигура поклоняющегося с воздетыми к небу руками в длинной одежде с бахромой отличают памятники этого типа.
Есть на этом медальоне и сугубо урартийские элементы, по мнению специалистов. Так, в нижнем регистре мы видим основу, выполненную в виде парных зигзагообразных линий, расположенных между двумя горизонтальными линиями. Такой декоративный рисунок характерен для урартских медальонов. Подобные медальоны, выполненные из серебра, золота и бронзы, были знаками отличия и, как полагают, являются признаком высокого авторитета в социуме их владельцев (или заказчиков).
Источник: metmuseum.org
Подобные находки не раз попадались археологам в Иране, Армении и Турции — современных странах, на территориях которых в незапамятные времена располагалось царство Урарту. Цари Урарту управляли тем, что теперь является восточной частью Турции, Арменией и северо-западным Ираном. Столица Урарту располагалась в Тушпе (современный Ван, Турция) в начале первого тысячелетия до нашей эры.
Урартские крепости строились высоко в горах из соображений безопасности. Укрепления доминировали над ландшафтом. Так урартийцы закрепляли власть на своих территориях и защищали царство от своих соперников, ассирийцев. Несмотря на конфронтацию с ассирийцами, урартийцы, как считают учёные, заимствовали ряд иконографических элементов из ассирийского искусства.
Однако пантеон божеств у урартийцев, конечно, был собственный.
Источник: metmuseum.org
Обложка: metmuseum.org
Подготовила: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы