Танец Плисецкой под армянскую мелодию
Майя Михайловна Плисецкая ушла из жизни в 2015 году в возрасте 89 лет. Жизнь Майи Михайловны была связана с Арменией очень тесно. Она близко общалась со многими армянскими композиторами, художниками, режиссерами и часто наведывалась в Ереван. В юности приезжала одна, на гастроли, а после замужества и вместе с супругом — композитором Родионом Константиновичем Щедриным.
Майя, Хачатурян, Щедрин
Дружба с автором трёх балетов и трёх симфоний Арамом Хачатуряном ещё одна ниточка, связывающая Майю Михайловну с Арменией. В написанном Арамом Ильичом знаменитом балете «Спартак» в 1958 году Плисецкая станцевала Эгину на сцене Большого театра, а в 1968-м воплотила образ Фригии. Отношения балерины и композитора были не только творческими, но и добрососедскими. Исторически сложилось так, что в 70-е годы Хачатурян и Плисецкая владели дачами в подмосковных Снегирях. Проживая в непосредственной близости друг от друга, они дружили «домами» и часто вместе гуляли вдоль берега Истры. Когда Арам Ильич умер, Родиону Константиновичу выпала печальная миссия — произнести памятную речь в Большом зале Московской консерватории.
Армянские впечатления
В 1964 году Плисецкая, Щедрин и Шостакович с супругой проводили отпуск в Дилижане. Поселились они в Доме отдыха композиторов. Компания в этот год подобралась исключительно академическая и состояла из лауреатов Сталинской премии — Арно Бабаджаняна, Эдварда Мирзояна, Александра Арутюняна.
Композиторы, выехав на пленэр, отложили ноты и занялись игрой в футбол. Родион Константинович вспоминал потом, что Шостакович выполнял роль вратаря, а он (Щедрин) забивал голы. В этом же году Щедрин с Плисецкой много путешествовали по Армении — Бабаджанян вызвался стать их сопровождающим. «Бабаджанян выглядел влюбленным в родные пейзажи и достопримечательности. И эту влюбленность вложил в меня и в Майю на всю жизнь», — вспоминал Щедрин об этой поездке.
Тогда же они все вместе побывали и на Севане. Вот как об этом в мемуарах вспоминает Майя Плисецкая: «…В придорожной закусочной возле озера Севан шофер перегруженного МАЗа, промочивший пересохшее горло бутылкой пива, начал выводить узоры народного армянского танца возле нашего столика. Мы перекусывали там с Щедриным и его другом Арно Бабаджаняном. Я была одна женщина в прокуренном зале закусочной, затерянной в скалах горного перевала. Делать нечего. Я встала, внимательно посмотрела на все движения моего внезапного кавалера и начала свой ответный танец. Гомон трапезников, звон посуды, вилок прекратился. Кто-то уже затянул печальную армянскую мелодию. Танец, неведомо откуда, у меня получился. Мой маленький дорожный триумф! Арно, недоумевая, спрашивает: „Ты где, Майя-джан, учила наши армянские танцы?“».
Выдержка из письма Щедрина и Плисецкой композитору Эдварду Мирзояну и его сыну Аршаку.
«Дорогой и любимый наш Эдик джан! Я и Майя поздравляем всех вас — тебя, Лялю, Зару и, конечно, Аршака с Новым годом. Чтоб был он счастливым, удачливым и принес нам встречу с твоим новым сочинением, которое ты задолжал после замечательной струнной (с Timpani) симфонии. Спасибо за поздравление Аршаку! Кстати, скажи ему, что тогда в Дилижане наша (футбольная) команда все же выиграла. Был на днях у Арноши. Вид у него неплохой, и он веселый и беззаботный, как всегда, но хорошего, как ты знаешь, к сожалению, мало. Вчера (хочу тебе похвастать и отчитаться) в Большом зале я играл с БСО (с Генрихом Рождественским) свой новый (II) фортепианный концерт. Вроде прошло хорошо. Теперь твоя очередь. Я очень искренно жду новое твое сочинение. Крепко целую. Твой Робик. <…> Аринька, дорогой, спасибо тебе большое за поздравление! Будь здоров и счастлив в Новом году и поцелуй Зарочку, маму и папу. Твоя подружка Майя Плисецкая».
Последняя совместная поездка Плисецкой и Щедрина в Армению состоялась в 2008 году. Тогда в рамках фестиваля «Ереванские перспективы» проходили дни музыки Родиона Щедрина. На встрече с журналистами они тепло вспоминали многих своих друзей-армян — талантливого режиссера Генриха Оганесяна («3+2»), Артема Алиханяна, Василия Катаняна, Микаэла Таривердиева, Галенца, который написал целых три портрета Майи Плисецкой. Два из них висят у Щедриных, а один — в доме Аркадия Райкина. Даже либретто к первой опере Щедрина было написано армянином — писателем-мемуаристом Василием Катаняном.
Источник: Голос Армении
Обложка: Shchedrin Foundation Gallery