Творчество Мартироса Сарьяна в годы Великой Отечественной войны
Ровно 50 лет назад мир искусства лишился величайшего художника, наставника множества талантливых живописцев и истинного патриота – Мартироса Сарьяна. Сейчас трудно представить армянскую живопись без его «Армении», красочных натюрмортов, пестрых пейзажей и портретов выдающихся современников. Маэстро скончался 5 мая 1972 года, пережил Великую Отечественную войну и в 1945-м встретил с фронта сына. Как повлияла война на творчество Мартироса Сарьяна и что он писал в 1940-е годы, рассказываем в нашей публикации.
1930-е для Мартироса Сарьяна, в те годы уже прославленного художника, стали временем испытаний – мастеру постоянно приходилось бороться за свободу творчества. Так, в 1937 году были сожжены двенадцать написанных им портретов армянских деятелей, объявленных врагами народа (уцелел лишь портрет Егише Чаренца, который спрятали сотрудники музея). А через два года организаторам московской сельскохозяйственной выставки пришлось установить на фоне созданного Мартиросом Сарьяном панно скульптуру Иосифа Сталина – портрет вождя был обязателен.
С началом Великой Отечественной войны живописец получил относительную свободу самовыражения. Кроме того, нападение фашистской Германии не ослабило темпов его творческой деятельности – ужасы происходящего глубоко волновали художника. В военные годы Сарьян стал больше внимания уделять портрету, который в количественном отношении занял в его творчестве первое место. А вот в жанре пейзажа мастер стал работать меньше – из-за трудностей, связанных с поездками в это время.
К лучшим портретам военного периода относят прежде всего «Автопортрет» (1942) и «Автопортрет. Три возраста» (1943). В них нашли отражение мысли, чувства, переживания гражданина‐патриота. В первой работе художник изобразил себя перед мольбертом, за работой с кистью и палитрой в руках, с сосредоточенным и непривычно суровым лицом. Вторая необычна по замыслу. Она состоит, в сущности, из трех портретов, соединенных на одном холсте: мастер в молодости, в возрасте средних лет и – центральный образ – в годы написания произведения. Именно этот, передающий образ Сарьяна в 1940-е, считается одной из самых сильных его работ.
В военные годы расширяется круг портретируемых, художник писал защитников родины – Героев Советского Союза С. Маргулиса (1942), Н. Степаняна (1943), И. Исакова (1943). Но большинство работ того периода Сарьян посвятил советской интеллигенции. Так, в портрете народного учителя Симака Саакяна (1942), человека, прожившего долгую жизнь, убеленного сединой, художник отметил как наиболее типичные черты душевную молодость и ясность мировосприятия. Пытливая мысль, напряженная творческая жизнь светятся в высохшем, точно обтянутом пергаментом лице академика Степана Малхасяна (1943). Академик Рачия Ачарян (1943) изображен Мартиросом Сарьяном в привычных для ученого позе и обстановке. Оторвав на мгновение свой взгляд от книги, которую держит в руках, он как бы собирается сделать какое‐то острое замечание, о чем говорят и его слегка насмешливый взгляд и язвительная улыбка на устах.
Посещая военные госпитали, Сарьян делал зарисовки раненных бойцов, медсестер, врачей. В этих беглых, но всегда метких и уверенных набросках художник предстал и как своеобразный рисовальщик.
Из работ, исполненных Сарьяном в годы Великой Отечественной войны, заслуживает внимания ряд мастерски написанных натюрмортов, изображающих, как и раньше, цветы, фрукты и овощи. В натюрморте «Виноград» (1943) предстают гроздья, разбросанные по поверхности холста. Ягоды переливаются розовыми, зеленовато-янтарными, темно‐синими тонами. В натюрморте «Цветы» (1941) изображены букеты белых, желтых хризантем и красно‐желтых левкоев, оттеняемых зеленой листвой фона.
И конечно нельзя не упомянуть знаменитый натюрморт «Армянам – бойцам Великой Отечественной войны», который Мартирос Сарьян написал в 1945 году, когда его сын Лазарь вернулся с фронта. Здесь – цветы, фрукты, травы, ветви деревьев – истинное буйство красок. В память о тех, кто погиб, самоотверженно защищая родину.
Подготовлено по материалам: Сарабьянов Д. Мартирос Сарьян, 2000; litclubbs.ru
Обложка: Мартирос Сарьян. Автопортрет. Три возраста, 1943. Фото: artsdot.com