Редакция

Портреты Мартироса Сарьяна и Георгия Якулова — на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма

Редакция
Портреты Мартироса Сарьяна и Георгия Якулова — на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма

«До середины XIX века теоретики считали, что по портретам нельзя судить о развитии изобразительного искусства, — рассказывает Наталья Свиридова, куратор выставки “Точки зрения”, которая проходит в Музее русского импрессионизма с 9 июня. — Думали, это слишком консервативный жанр с очень узкими задачами — передать сходство с человеком. С начала XX столетия все изменилось». Проект «Точки зрения» предлагает сопоставить автопортреты и портреты художников конца ХIХ — начала ХХ века, чтобы проследить, как изображал себя сам творец и каким он представлялся современникам. В экспозицию, помимо прочих произведений великих мастеров, вошли работы Георгия Якулова и Мартироса Сарьяна.

Фото: NEWS.ru

Выставка демонстрирует, насколько субъективен взгляд на самого себя и как по-разному можно изобразить одного и того же человека. Мастера и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета», художники писали автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения». Так, одни пары оказываются почти идентичными, а другие, наоборот, обыгрывают разницу манер и идей. Так, например, посетители выставки могут сравнить изображения Георгия Якулова. Представлены автопортрет середины 1910-х, а также работы Модеста Дурнова 1918 года и Николая Денисовского 1927-го.

1 — Георгий Якулов. Автопортрет, середина 1910-х. 2 — Николай Денисовский. Портрет Георгия Якулова, 1927. 3 — Модест Дурнов. Портрет Георгия Якулова, 1918. Фото: stroganov.livejournal.com

В начале XX века в портретах появились и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры. Мартирос Сарьян, чей автопортрет 1933 года представлен в экспозиции, изобразил себя в духе времени — с маской. На фоне магического взгляда артефакта древней культуры лицо художника с живым прищуром глаз выглядит особенно выразительным. Масками мастер увлекся еще во время путешествия по Египту в 1911 году — в той поездке он приобрел несколько из них. Ранее, в период обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Мартирос Сарьян познакомился с Николаем Ульяновым. И так же с маской, которая отдаленно напоминает один из артефактов с картин армянского художника, но на акварельном портрете 1912 года, друг изобразил Сарьяна.

Фото: NEWS.ru

Выставка в Музее русского импрессионизма открыта до 2 октября 2022 года. Помимо портретов Мартироса Сарьяна и Георгия Якулова, в экспозиции представлены работы Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Ильи Репина, Натальи Гончаровой и других.

А 18 августа в 19:00 в музее пройдет лекция, посвященная Мартиросу Сарьяну, «Истории в портретах».

1 — Николай Ульянов. Портрет Мартироса Сарьяна, 1912. 2 — Тактильная модель картины Мартироса Сарьяна. Фото: Армянский музей Москвы

Подготовлено по материалам: Музей русского импрессионизма, РИА Новости

Обложка: Мартирос Сарьян. Автопортрет с маской, 1933. Из коллекции Государственного музея Востока

Портреты Мартироса Сарьяна и Георгия Якулова — на выставке «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма