«Мир парящих руин» художницы Марьям Тамразян

«Мир парящих руин» художницы Марьям Тамразян

С 2 по 9 декабря в рамках серии «Нераскрытые имена» в баре Default проходит выставка художницы Марьям Тамразян. Работы, обращенные к темам памяти, идентичности и многовековой культуры Армении, выполнены в технике коллажа. О выставке, процессе создания коллажей и об Армении художница рассказала редакции Армянского музея Москвы.

Фото: Софья Авакова

Как Вы выбираете образы для будущих коллажей?

«Для меня поиск архивных фотографий, которые я использую в коллажах, — это целое искусство и медитативный приятный процесс. Я брожу по архивам старых армянских снимков: ищу лица, места, храмы, которые находят отклик в сердце. Я чувствую себя их частью, кажутся знакомыми люди и места, изображенные на этих фотографиях, они в какой-то степени принадлежат мне. То есть — никакого отчуждения, именно близость служит ориентиром при выборе фотографий из прошлого. Это чувство подобно нити, которая связывает меня с прошлым. Создавая коллаж, я будто даю этим забытым снимкам новую жизнь, я понимаю и чувствую ее».

Изображение: Марьям Тамразян

Сергей Параджанов называл свои коллажи «спрессованными фильмами». Режиссёр говорил, что каждая графическая работа заключает в себе историю. Если применять это утверждение к Вашим коллажам, то о чем рассказал бы каждый из них?

«Коллажи содержат чувство тоски по дому. Я прожила большую часть жизни в России, а Армению видела только в годы раннего детства. Вся любовь, которая есть в моем сердце, сформировалась именно тогда. Детство в Армении — отправная точка моей памяти и источник визуальных поисков, размышлений. На протяжении долгих лет мне снились розовые сады бабушки, каменистые пейзажи, церкви, подобные горным пещерам. Но несмотря на доброту всех воспоминаний, они оставили в моём сердце кусочки камней, обломки от церквей и руины покинутой обители. Обломки тяжелели и побуждали к ощущению горечи расставания, они разрастались, теснились в сердце и образовывали сгустки каменистой земли — воплощения, символа моей любви. Эта земля многолика: Ани, Ван, Шуши, Дилижан — географические точки соединения истории народа, моей семьи и моих корней с мыслями тоскующего внутри ребёнка. Осколки каменистой почвы, способные уместить в себе руины прошлого и свет будущего. Скрупулёзно собирая в один коллаж эти кусочки из памяти, из рассказанных матерью легенд, из голосов своей души, я начала чувствовать единство, я обрела свой мир парящих руин, духовное пространство, которое могу назвать Родиной».

Изображение: Марьям Тамразян

Выходит, любовь к Армении зародилась в детстве и росла вместе с Вами?

«Я была ребенком и любила свою историческую родину только глазами и чувствами. Но когда я стала старше и начала изучать армянскую письменность, литературу, живопись, я снова влюбилась. Для меня это стало вторым дыханием и толчком заняться чем-то близким к искусству. Мне кажется, что это очень интересная цепочка: любовь рождает искусство, искусство снова рождает любовь. Теплота сердца, чувство близости к истокам, к культурному наследию Армении — секрет гармонии между прошлым и настоящим».

Марьям Тамразян родилась и выросла в России, жила в Дилижане. Техникой коллажа художница начала увлекаться около 2 лет назад, тогда её впервые глубоко заинтересовало восточное искусство: армянская и персидская миниатюра, архитектура «руин», фильмы Параджанова, кинокартины иранской Новой Волны, восточные живопись и поэзия. Многие коллажи Марьям вдохновлены образами и символами из строк армянских и персидских поэтов.

Bar Default — пространство, в котором современные художники совершенно бесплатно могут реализовать идеи и создать полноценную выставку. Кураторы помогают с организацией мероприятия, монтажом и демонтажом работ, привлечением аудитории. За последние 4 месяца команда провела более 30 выставок. Среди художников: выпускники Суриковского училища, Строгановской академии, дизайнеры из Высшей школы экономики. Все они работают в разных стилях и жанрах.

Фото на обложке — Марьям Тамразян

«Мир парящих руин» художницы Марьям Тамразян