Худрук ансамбля «Огни Кавказа» Сергей Папиянц: «Я уже и папа, и дедушка, и названный прадедушка, а всё танцую»
Сергей Апкарович Папиянц — художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля народного танца «Огни Кавказа» из Ростова-на-Дону, заслуженный работник культуры России и Чечено-Ингушской АССР. В его жизни были и громкая слава, и успешные заграничные гастроли, а также крушение всей привычной жизни. Однако он никогда не сдавался и со всеми трудностями справлялся легко. А помогал ему танец. Обо всем этом он рассказал в интервью корреспонденту «АиФ на Дону» Светлане Ломакиной, которой поначалу сложно было поверить, что сидящему перед ней человеку — высокому, крепкому, с гордой осанкой — 73 года. Сергей Папиянц раскрыл свой секрет: «Помните песню? Танцуй, пока молодой! Я уже и папа, и дедушка, и названный прадедушка, а всё танцую».
Сергей Папиянц в разные годы работал в государственном ансамбле танца «Вайнaх», государственном ансамбле танца Дагестана «Лезгинка», государственном ансамбле песни и танца Армении имени Татула Алтуняна, вел свой ансамбль «Меридиан». Сергей Апкарович еще и профессиональный портной: «Как все советские парни я отслужил в армии, а когда вернулся, понял, что хочу получить профессию. Я портной высшего разряда по пошиву верхней одежды. И с 1968 года себя и свою семью я обшиваю сам». Сергей Апкарович может танцевать всё — от классического балета до современной хореографии, но больше всего он любит народные танцы. Учился у многих известных мастеров. Даже в Аргентине школу гаучо (народный латиноамериканский танец) закончил. «В танцы я попал случайно, пацаны с нашего двора пошли записываться, а я с ними за компанию. Это было в 1956 году. Никаких костюмов, балеток, джазовок. Ничего не было, танцевали босиком и в том, в чём пришли. Пацанам это всё быстро разонравилось, а я остался. И 63 года занимаюсь одним и тем же», — рассказывает Сергей Апкарович.
С началом 1990-х в жизни Сергея Папиянца начались трудности: «Нам с семьей пришлось бежать из Грозного, хотя до войны у меня была шикарная работа. Я, заслуженный артист республики, имел свой ансамбль в Доме культуры при заводе „Красный молот“. Зарплата 240 рублей, когда мой папа получал 90. И вдруг всё закончилось: школу, в которой работала жена, закрыли, на улицу детей выпустить страшно, танцевать уже не к месту. Я поехал на заработки в Пятигорск, к родственникам. И понял, что теперь с чеченской пропиской в паспорте найти хорошую работу непросто. Хореограф я или военный, неважно.
Но всё-таки меня знали как танцора знаменитого ансамбля „Вайнах“, лауреата многих конкурсов, поэтому пригласили на работу в студию при музыкальной школе. Пять лет я пробыл там, а потом дочке надо было поступать в институт, она мечтала быть учителем русского и литературы, и мы переехали в Ростов. Сняли дом, я опять искал работу, и неожиданно умер мой отец. Похоронили его в Чалтыре, я поехал на могилу, снял там мерки для оградки, а на обратном пути случилось лобовое столкновение. Разрыв селезёнки у меня был, перелом тазовых костей. Спасло чудо. Мимо ехал богатый мужик с сотовым телефоном — они тогда ещё были большой редкостью. Он позвонил в скорую. Селезёнку мне удалили, а кости срослись так же быстро, как в молодости, хотя тогда мне было уже 53 года. Врачи ещё удивлялись, почему на мне всё заживает, как на собаке? А это танцы. Я даже, когда полтора месяца лежал прикованный к больничной кровати, в голове ставил новые номера».
Во Дворец культуры «Ростов-Досуг» Сергей Папиянц пришел 16 лет назад. Все ученики Сергея Апкаровича не забывают его и приезжают повидаться с ним, свидетелем чего стала корреспондент «АиФ на Дону». Из Нальчика приехала бывшая ученица: она хочет выступить на юбилейном концерте «Огней Кавказа». По той же причине из Москвы за месяц до выступления приехала семья Исахановых с годовалой дочкой. Татевик и Михаил познакомились в ансамбле. Два года они уже живут в Москве, но пораньше приехали сюда, чтобы войти в форму. Таких историй у Папиянца немало.
«„Огни Кавказа“ знают по всей России, нас знают за рубежом. Это моя главная инвестиция — ученики и имя. Ну и здоровье, конечно. Я, как и в молодости, прихожу домой после репетиции часов в десять вечера, открываю холодильник, с удовольствием ем. Потом с таким же удовольствием ложусь спать. Получается, секрет моей молодости в удовольствии. Я всю жизнь занимаюсь любимым делом. Платят мне за него или нет, есть у меня какие-то награды или я кружок танца веду при школе. Когда мои ребята хорошо выступают, получаю моральное удовлетворение. Это разглаживает морщины и делает спину ровнее. Если не верите, идите танцевать. Это уже я вам как армянин рекомендую».
Источник: Светлана Ломакина, rostov.aif.ru