Лекция Тиграна Арутюняна прошла в Армянском музее Москвы
В Армянском музее Москвы прошла лекция архитектора, историка архитектуры и независимого исследователя Тиграна Арутюняна «Границы идентичности: от [демонтажа] памятника Ленину до [потери] Дадиванка».
В своей лекции Тигран Арутюнян обратился к 30-летнему периоду независимости Армении. Как и все бывшие советские республики, после распада СССР Армения в качестве уже независимого государства начала конструировать новую идентичность и вырабатывать на основе преемственности символы, олицетворяющие её (Первая республика, Армянская ССР, Республика Армения).
Тигран Арутюнян рассказал о формировании единой национальной повестки в связи с Карабахским движением (Миацум) и воссоединением земель согласно референдуму.
Гости лектория узнали, как после обретения независимости начался процесс национализации городского пространства. Это проявлялось в переименовании улиц, площадей или сносе коммунистических памятников. Так, например, произошёл снос памятника армянскому большевику Гукасу Гукасяну в Ереване. А после демонтажа памятника Ленину в 1991 году в течение долгих лет организовывались конкурсы и предлагались проекты об идеологическом «наполнении» освободившегося пространства на месте памятника. Ни одно из предложений, правда, так и не было реализовано.
«Одним из первых опытов в постсоветском Ереване по изменению „политического содержания“ городского пространства стала площадь имени Мешади Азизбекова. Она была переименована в 1991 году в честь Андрея Сахарова. А в 2001 году был установлен уже бюст Сахарова», — рассказал лектор.
Важное место в городском пространстве Еревана занимают памятники победы — «Мать Армения» (Великая Отечественная война), Военный пантеон «Ераблур» (Первая Арцахская война). Однако после 44-дневной войны в Арцахе осенью 2020 года символ победы «Ераблур» трансформировался в символ горя. Произошло изменение символического содержания и восприятия пространства. А сохранение монастыря Дадиванк стало одним из новых символов национальной борьбы. Символы утраты и возможность поиска новых символов борьбы и возрождения стали темой обсуждения гостей лектория в формате дискуссии и вопросов лектору.