«Мудрый армянин»: лекция Натальи Пахсарьян о французском драматурге Артюре Адамове
«Все мы живём в пустыне, никто никого не замечает».
Артюр Адамов
В Армянском музее Москвы прошла лекция, посвящённая французскому драматургу Артюру Адамову (1908–1970). О нём гостям лектория рассказала доктор филологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Тиграновна Пахсарьян.
Арутюн Суренович Адамян — будущий драматург Артюр Адамо́в — родился в Кисловодске в богатой семье нефтепромышленника. Когда Арутюну было шесть лет, его семья уехала из России. Адамяны сначала поселились в Германии, затем в Швейцарии, а в 1924 году обосновались во Франции. В это время Артюр, увлёкшийся сюрреализмом, начал писать стихотворения. Некоторые из них он отправил поэту Полю Элюару, который оценил талант Адамова, пригласив его в свою поэтическую группу. На конец 1920-х приходится знакомство Адамова с сюрреалистами, в числе которых был поэт и драматург Антонен Арто.
Психологические проблемы и горький жизненный опыт (несчастная любовь, самоубийство отца) сыграли важную роль в складывании самоощущения Артюра Адамова — одного из создателей (наряду с Эженом Ионеско и Сэмюэлем Беккетом) театра абсурда, поднимавшего проблемы человеческого одиночества, бессмысленности бытия и разобщённости между людьми. В 1947 году Артюр Адамов написал свою первую абсурдистскую пьесу «Пародия».
По словам Адамова, он видел сюжеты в самых обычных ситуациях, например, в уличных сценах. «Больше всего меня поражали типы прохожих, их одиночество в толпе, пугающее разнообразие выражения этого одиночества; мне хотелось слушать обрывки разговоров, соединять их, преобразуя абсолютную фрагментарность в сложный организм, гарантирующий эту символическую правду», — признавался Адамов, которого друзья называли «мудрым армянином».
О жизни и творчестве Артюра Адамова, влиянии на него Франца Кафки, увлечении театральным методом немецкого драматурга Бертольта Брехта — в видеозаписи лекции Натальи Тиграновны «Артюр Адамов и театр абсурда».