От училища к высшему учебному заведению: как Лазаревский институт стал центром передовых знаний в Москве

От училища к высшему учебному заведению: как Лазаревский институт стал центром передовых знаний в Москве

После открытия Лазаревского училища его программа постоянно совершенствовалась. Педагоги пропагандировали передовые знания, на праздники для воспитанников устраивались костюмированные балы, а возможность изучать восточные языки привлекала не только детей из армянских семей и любознательных москвичей, но и даже преподавателей Московского университета. Само училище получило звание института, а затем его и вовсе приравняли к высшим учебным заведениям Российской империи. Подробности – во второй публикации Армянского музея, посвященной Лазаревскому институту.

В канун присоединения областей Восточной Армении к Российской империи в 1828 году училище преобразуется в Лазаревский институт восточных языков, с тех пор часто именуемый просто ЛИВЯ. Главноначальствующим над Институтом Высочайше назначается граф всесильный Алексей Аракчеев. Позже, в царствование Николая I эту почетную должность принял граф Александр Бенкендорф.

В это время в институте училось более 70 учеников. Программа их обучения все время усовершенствовалась. Привилегии распространялись и на дом, освобожденный властями от воинского постоя, почтового налога (так называемых «весовых денег»), полупроцентного государственного сбора, распространявшегося на владения частных лиц. Отныне появилась возможность беспошлинно ввозить из-за рубежа книги и учебные пособия в нужном количестве. Это значительно экономило бюджет.

Лазаревский институт. Фото: wikipedia.org

В 1829 году Иван Лазарев отправил письмо Министру Просвещения Карлу Ливену, в котором обосновал необходимость открытия в Московском университете армянского факультета. К сожалению, делу не дали ход. Лазарев, тем не менее, продолжал упорные попытки до конца. В университет, как только училище стало институтом, армянские юноши имели право поступать только по его окончании. Тем самым, Лазаревы, к их чести, сняли проблему недостаточности армянского образования в Российской империи. В 1880-х годах Тифлисская семинария также получила право подготавливать абитуриентов для Московского университета.

В 1835 году особым указом институт был включен в разряд правительственных учебных заведений наравне с гимназиями. Отдельным актом были утверждены права педагогов. Через четыре года вышло правительственное распоряжение, навечно закреплявшее за Лазаревыми звание попечителей. В 1841 году было устроено духовное отделение для детей бедного армянского духовенства. Образовательный курс для них включал как духовные, так и светские дисциплины. Однако права посвящения в сан выпускников институт не стал добиваться, оставив хиротонию Святым Эчмиадзином и его епархиями. Эти ученики духовного отделения составляли хор церкви Сурб Хач. Послушать армянские песнопения-шараканы приходили в кафедральный храм не только армяне, но и русские, иностранцы.

В 1843 году открывается по инициативе Кавказского комитета отделение воспитанников из Закавказья, обучавшихся за счет казны (так называемые «казеннокоштные»). И наконец венцом усилий Лазаревых стало монаршее одобрение с утверждением Устава Лазаревского института в 1848 году. Николай I даровал «Устав и штаты со всеми правами и преимуществами первого разряда учебных заведений в сравнении с другими лицеями и институтами». Отныне выпускники получали права и привилегии государственных служащих. По сути, Лазаревский институт был приравнен к высшим учебным заведениям империи. Это знаменательное событие увековечено на мраморной доске памятника Лазаревым.

Лазаревский институт. Класс рисования. Фото: retromap.ru

По торжественному случаю в Армянский переулок съехались гости из разных стран – именитые ученые из академий, университетов мира, представители землячеств. В сопровождении свиты прибыл самолично генерал-губернатор Москвы Арсений Закревский. Во время торжеств в Актовой зале после зачитывания приветственных адресов армянские юноши декламировали на языках Востока отрывки из художественных произведений. Наконец были зачитаны пункты Высочайше утвержденного Устава. «Главная цель состоит в обучении восточным языкам в том размере, как они читаются в Санкт-Петербургском университете», – гласит едва не важнейший параграф основополагающего документа.

В 1850 году были учреждены Высшие Лицейские классы, где углубленно изучались языки, история, словесность, русское право. В эти годы началось преподавание малоизученных языков народов Востока, Кавказа. Сколь важное значение придавала имперская власть учебному заведению, видно хотя бы из письма известного дипломата, графа Алексея Орлова министру народного просвещения Сергею Уварову: «С преобразованием Лазаревского института в Москве открывается заведение, которого именно для Москвы, при настоящих ее отношениях с Востоком, ей недостает, заведение, где будут изучать восточные языки в обширном размере и которое, таким образом, будет заменять восточный факультет университета, не требуя никаких издержек со стороны казны». В 1851 году при институте открыли они подготовительное отделение, куда ежегодно принимали 14 малолетних сирот из армян. Это инициатива директора института Ивана Екимовича. Русские газеты не поскупились на похвалы неутомимому попечителю института. Журналист писал: «Он даже за крестьян своих платил казенные подати, охотно давал свободу крепостным, любил посещать учебные собрания, присутствовать при испытании юношей, в которых видел прекрасную надежду будущего». Имперские власти были довольны работой бывших воспитанников-лазаристов. Одним из многих свидетельств тому – шахский фирман (грамота) середины XIX века: «Дошло до нашего сведения, что достойнейший Иван Екимович Лазарев увеличил, усовершенствовал в Москве Лазаревский институт восточных языков, основанный его дядей и отцом…» Вследствие чего образуются в этом классы преобразуются в Специальные. Срок обучения пролонгирован с двух до трех лет.

Фото: hayazg.info

Правление добавило в программу санскрит, сравнительное языкознание, этнографию, экономику. Право посещать семинары Специальных классов получили студенты Московского университета. Классы стали крупным европейским центром востоковедения. На кафедрах Специальных классов ученые исследовали восточные языки и словесность. Научные исследования органично продолжались в экспедициях в страны Востока. Ученые, преподаватели Лазаревского института активно пропагандировали передовые знания. В конце 1880-х годов газеты публиковали объявления об открытии курсов в ЛИВЯ для всех желающих изучать восточные языки. Преподавание включало курс лекций, практические занятия. На Восточные курсы, завоевавшие популярность, записывались, прежде всего, студенты, педагоги Московского университета и купцы. Первым языки были нужны для серьезной научной деятельности, вторым для практических нужд. Но были среди курсистов и просто любознательные культурные москвичи. Родной язык был обязателен для армян. Многие поколения армянских педагогов, переводчиков, дипломатов, проведших годы учебы в стенах института, помнили, как Отче Наш, знаменательные слова из завещания Екима Лазаревича, в 1826 году сказавшего: «Это школа ваша!». Правилом Лазаревых, неукоснительно соблюдавшимся, было направлять выпускников на родину. Работы в многочисленных армянских общинах юга России и в Армении для них хватало. Впрочем, самых талантливых лазаристов на шесть лет велено было оставлять с целью преподавания в институте в качестве младших преподавателей армянского языка и словесности. Самым одаренным Лазаревы открывали путь в университет, гарантируя им полный «кошт» – плату за обучение, а также стипендию.

К полувековому юбилею института, отмечавшемуся в 1865 году, высшую школу в Армянском переулке окончили 1128 лазаристов.

Смерть Христофора Екимовича многое изменила в жизни нашей высшей школы. Уже в 1872 году был утвержден новый Устав. В соответствии с параграфами институт был подчинен Министерству просвещения. Сокращение часов армянского языка было форменным нарушением воли основателей и неизбежно вызвало возмущение российской и, прежде всего, армянской общественности. Некоторые драконовские меры власти, опасаясь армянской бури, поспешно отменили. Последний этап в деятельности института прошел под знаком возвращения прав на управление институтом московской армянской общине. Ее представители по смерти последнего попечителя Семена Абамелека-Лазарева руководили многочисленными делами, относящимися к до-институтской жизни.

Лазаревский институт. Библиотека. Фото: retromap.ru

Каждый преподаватель вел журнал, в который вносил все замечания об успеваемости, сообразительности, отрицательных свойствах характера учеников. Источники позволили ознакомиться с отчетными и экзаменационными ведомостями разных лет, табелями успеваемости, ежегодными списками, табелями педагогов и учеников. Тут можно найти и сведения о вероисповедании, и о годах учебы. С первых лет существования училища шел тщательный подбор учебной литературы, пособий. Зачастую педагогам первых лет приходилось опираться только на собственные наработки, записки, свой опыт. Однако были и прекрасные базовые учебники, такие как «Грамматика» Востокова, «Арифметика» Буссе, «Хрестоматия персидского и арабского языка» Болдырева, другие учебники. Педагогические установки Лазаревых и их последователей-педагогов и по сей день не потеряли своей свежести, актуальности: «Главный предмет обучения должен состоять в раскрытии и образовании способностей юношей. Потому не довольно одних объяснений, нужно возбуждать собственное действие ума учащихся, заставлять учеников рассуждать, повторять сказанное и потом продолжать лекции». Педагоги должны были, следуя рекомендациям попечителей Лазаревых, внушать ученикам, что преподавание их есть только руководство. Познания же приобретаются не иначе как собственными усилиями.

Лазаревы не ставили задач создать исключительно национальный рассадник знаний. Доступ в Армянский переулок был открыт любому, жаждущему получить хорошее образование, вне зависимости от сословия, национальности. Ученики делились на приходящих, полупансионеров и полных пансионеров. 30 беднейших, чей пансион Лазаревы оплачивали из личных средств, отбирались из беднейших слоев армянского населения России и зарубежья, а также из сирот. Отбор на «лазаревские места» проходил достаточно строго. Всячески пресекались попытки богатых, не горевших желанием расстаться с 200 рублями серебром ежегодно, но при этом желавших всеми правдами и неправдами провести на бесплатные места сынков… В письмах правлению Лазаревы негодуют на бессовестных, подделывавших свидетельства о бедности земляков. Оттого попечители и ввели строгое ограничение: кроме подписи на свидетельстве местного армянского общества и священника, требовалась дополнительно еще и подпись самого губернатора. Многодетные семьи на местах были несказанно счастливы, когда удавалось определить сына в Москву на лазаревское место. Попечители разрешали брать из семьи только одного мальчика. По воспоминаниям лазаристов, семейства, со слезами отправлявшие в Москву малолетних отроков, едва знающих армянскую грамоту и разумеющих мало или ни слова по-русски, лет через шесть встречали с торжеством возвращающихся на Родину молодых ученых.

Христофор Екимович Лазарев. Фото: wikiwand.com

Фамилии поступивших вносились в так называемую «Шнуровую книгу». Мальчики облачались в суконную, черного цвета форму с красным кантом на обшлагах, с воротничком-стойкой. Старшеклассники по торжественным дням носили шляпу и парадную шпагу, тем самым, заметно выделяясь среди учащихся в городе.

Дом просыпался очень рано. Служители вставали затемно. А с рассветом в дортуарах тренькал колокольчик и надзиратель шел будить со словами: «Делу – время, сну – час, Господи, помилуй нас!». Второй этаж сразу приходил в движение. В начале девятого начинались занятия в классах. Обширная программа, кроме гимназического курса и восточных языков, включала «подвижные уроки» гимнастики, воскресные познавательные экскурсии, уроки танцев и рисования. В большом институтском саду находился просторный плац для игр и развлечений. В отношении нерадивых учеников Лазаревы оставались строги и категоричны: «Отлучать от дома». Напротив, трудолюбивые встречали отеческую заботу. Что и говорить, большинство мальчиков на долгие годы отрывались от родных очагов и, конечно, тосковали… И то правда, что только малая часть имела возможность отбыть на каникулы в родные края, домой. Лазаревы стремились организовать для таких питомцев хорошие условия отдыха и развлечения. На рождественскую елку и костюмированный бал в Армянский переулок съезжались дети всей округи, даже из окраинных районов города. Тут были желанными гостями кадеты из корпусов, приютов, гимназий, да и простые москвичи. Лазаревы поощряли лучших учеников билетами в лучшие театры. Правление обязывалось попечителями абонировать ложи бельэтажа, места в партере. Младшие классы отправлялись на экскурсии по памятным историческим местам, в загородные прогулки. Во время каникул лазаристов вывозили на институтскую дачу в Филях, снимавшуюся на средства института. Лазаревы положили начало доброй традиции на праздники, каникулы брать в семью сирот, бедных учеников. Ей следовали многие армянские семьи.

Фото: Арутюн Амирханян. Армянская сокровищница Москвы. 200-летняя история Дома Лазаревых

Источник: Арутюн Амирханян. Армянская сокровищница Москвы. 200-летняя история Дома Лазаревых. — Москва : Издательство KDS, 2018

Фото обложки © Asatur Yesayants / Sputnik Армения

От училища к высшему учебному заведению: как Лазаревский институт стал центром передовых знаний в Москве