Армянские кукольники: тренд или архаика современности
Содружество армянских кукольников — костяк энтузиастов, которые, несмотря на то, что производство авторских кукол самый непопулярный в Армении вид искусства, продолжают делать свое дело и продвигать культуру куклы в массы. Члены общества не раз обращались к властям с просьбой об открытии музея. Однако пока вопрос остается открытым.
В 2020 году специальный корреспондент Армянского Музея Москвы в Ереване Мариам Кочарян встретилась с руководителем Содружества, чтобы выяснить, в чем же магия мира кукол и перед какими вызовами современности стоят немногочисленные кукольники Армении.
«Государству всегда не до кукол»
По профессии археолог и искусствовед, Марина Хачманукян долгое время работала в Музее современного искусства Армении. Последние пятнадцать лет руководит экскурсионным отделом Музея города Еревана. Своим любимым увлечением называет куклы и все, что с ними связано. В домашней коллекции искусствоведа более двухсот пятидесяти игрушек разных эпох, времен и стран. Однако своим главным достижением Марина считает популяризацию прежде всего армянской авторской куклы. Несколько лет назад она возглавила неофициальное Содружество армянских кукольников. Тогда все и завертелось. К ней начали стекаться мастера со всей Армении. Она же организовывала выставки, экскурсии, конференции и тем самым привлекла внимание мэрии города. Три года назад на улице Абовяна была открыта небольшая галерея кукол. Однако со временем это место заняли столичные кафе и рестораны. Своих средств на поддержание культурного объекта не хватило. Пришлось закрыться.
«Моя цель — добиться открытия государственного музея кукол. Во всем мире их насчитывается несколько тысяч. В соседней Грузии — три, в Азербайджане — целая галерея. А мы остались в стороне. Хотя кукла — это отдельный пласт культуры. Была попытка сделать полугосударственный музей при бывшем министре культуры Армене Амиряне, но она провалилась. Нас не стало через два года».
Марина Хачманукян
Марина связывает закрытие с бюрократическими препонами, подчеркивая высокую посещаемость и популярность галереи среди туристов. «Мы были востребованы как культурный развлекательный очаг. А сейчас нам остается мыкаться в поисках своего дома. Государству всегда не до кукол».
Марина отмечает, что ни одно культурное заведение в мире не может быть сверхприбыльным. На помощь арт-директорам приходит частный сектор, который берет на себя часть расходов и арендной платы. Однако в Армении все ещё существуют определенные законодательные барьеры, которые противоречат друг другу.
«Нужна общественная поддержка. Но, к сожалению, у нас нет отношения к кукле как к искусству. В лучшем случае, мы её покупаем как сувенир. Однако подход к игрушкам в глобальном мире — совершенно другой. Это объект. Ценный предмет. Зачастую цены на художественные работы доходят до космических. И есть люди, которые готовы платить за такую роскошь».
Искусствовед рассказывает, как некоторые продавцы на Вернисаже изуродовали понятие армянской куклы ради сиюминутной прибыли. Пренебрегая древней техникой изготовления игрушек, местные «недоремесленники» надевают на условных барби или кена костюмы с турецкими орнаментами. «К сожалению, там есть спрос, но совершенно нет культуры. Это — безвкусица. Вернисаж — средоточие ремесленников. А нам нужна площадка для истинных ценителей произведений искусства, для тех, кто не стремится впопыхах купить непонятно как выполненную работу, но готов получить истинное эстетическое удовольствие от замысла».
В беседе героиня не раз вспоминает своего брата, который вдохновил её на продвижение кукольного искусства. «Я прежде всего археолог. У меня врожденная любовь к предмету. Особенно, если он красивый. Толчком к коллекционированию послужил подарок моего родного брата — кукла конца XIX века немецкой фирмы Арманд Марсель».
Сейчас Марина готовится к презентации своей авторской книги «Путь куклы». Признается, что издателя искала «мучительно долго». В итоге заключила контракт с издательским домом «Антарес». Книга выйдет ограниченным тиражом с сувенирной куколкой на обложке и иллюстрациями работ известных армянских мастеров.
Серго Акопян
«Женщине намного легче создать куклу. Это заложено в её генетической памяти. Мужчина же должен постараться, чтобы вникнуть в суть», — уверен мастер.
Серго родился в Тбилиси в 1956 году. Его соседом по улице был выдающийся Сергей Параджанов, который, кстати говоря, тоже увлекался куклоделием и оставил после себя целую коллекцию авторских кукол. Однако Акопян погрузился в дело не так давно — не более четырех лет назад. По профессии химик, он с детства увлекался ручным трудом: резьбой по дереву, чеканкой, столярным ремеслом. Но настоящее признание к нему пришло позже, после первой выставки кукольных мастеров в Ереване.
«Меня интересуют только те образы, которые имеют большой внутренний мир. Я люблю копаться в своих героях. Мне надо с точностью передать характер, манеры, выражение лиц. Если я начинаю работать над персонажем, то изучаю его с исторической точки зрения. Допустим, мне важно, когда появились первые трубочисты в мире, где, почему эта работа была востребованной. И так с каждой куклой».
Серго Акопян
Серго признается, что часто устает из-за перфекционизма в работе, но по-другому не может. «Чтобы создать одну Бабу-Ягу, пришлось слепить двенадцать макетов. Если делать, то основательно и достоверно», — отмечает кукольник.
Работы мастера выполнены в технике папье-маше. Образы — общечеловеческие. Интересно, что к каждой кукле Серго пишет короткие прозаические зарисовки или «стишки», которые рассказывают о «внутреннем конфликте» персонажа.
«Скажем, трубочист всю жизнь хотел стать художником. Но он слишком сильно любит людей. Поэтому жертвует своим эго и просто каждый день идет чистить трубы. Он добрый внутри. А Баба-Яга — олицетворение того, что происходит с красивой женщиной, когда её не любят. Она постарела не по старости, а из-за того, что ее все бросили и нет никому до нее дела. Отсутствие заботы приводит к злости», — рассказывает кукольник.
Акопяна, как и многих мастеров удручает тот факт, что властям сложно найти «тридцать квадратных метров» для создания небольшого музея кукол. Тем не менее, он настроен позитивно и не собирается бросать начатое.
Сейчас Серго работает над новым героем по имени «Муша», что в переводе с грузинского — «носильщик». Это одна из древних тифлисских профессий. Мастер полагает, что кукла должна получиться острохарактерной, а такой подход в действительности свойственен всем работам кукольника.
Каринэ Хлоян
Каринэ Хлоян 54 года. Однако в кукольном деле она новичок. Мастер всерьез занялась производством чуть более пяти лет назад. Начинала с изготовления мягких текстильных игрушек, но вскоре перешла на полимерную глину.
«Людям часто приходится объяснять, какой материал я использую в работе. Это не фарфор, не хрусталь, не пластик. Такого рода материя крепче и долговечнее. С моими куклами можно легко играть, не боясь при этом повредить, уронить или же разбить. Да, это не текстиль, который пользуется большим спросом в Армении, но глина в такой же степени экологична и безопасна для детей, как и хлопок».
Каринэ признается, что стала делать куклы благодаря постоянным просьбам внучки, которая хотела барби, «как из журнала». Героиня рассказывает, как для того, чтобы научиться узкопрофильному ремеслу, она поехала в Санкт-Петербург на курсы знаменитой российской кукольницы — Натальи Мурашовой. После последнего мастер-класса Каринэ приняла окончательное решение — посвятить себя куклам. По её мнению, самые выдающиеся мастера живут и работают в северной столице России: «Я не знаю, как так получается, но настоящие художники сосредоточены в Петербурге. Это какие-то волшебники, которые учат тебя не пресловутым штампам, а искусству, поиску, философии. Кукла должна быть именно твоей. Надо прощупать свой уникальный путь, свой почерк». Каринэ откровенничает, что в итоге нашла себя «через груду выброшенных кукольных головок».
Свой стиль мастер определяет, как необычный синтез европейской и армянской куклы, где на первый план выходит не характер, а типаж в традиционных национальных костюмах.
«Внешность моих девочек – европейская, но все они одеты по армянской моде, в точном соответствии с историческим прототипом. Мне важна каждая деталь, каждая ниточка или монеточка на головном уборе – все это создает цельный образ».
Каринэ Хлоян
При этом, Каринэ уверена, что в современном мире кукла должна быть как можно более стандартной и универсальной, подходящей для среднестатистического европейского человека. Следовательно, у игрушек мастера под брендом MaTilda Doll нет внешней аутентичности или, проще говоря, национальности. Наряду с этим, в беседе Каринэ неоднократно подчеркивает, что дело собирается передать внучке: «Все секреты мастерства я готова открыть только ей. Надеюсь, что к тому времени в городе заработает музей. Обидно, если наши куклы так и не найдут свой дом».
Алина Давтян
«Моя бабушка была профессиональной ковровщицей, которая передала мне уникальные знания ручного ткацкого дела. С раннего детства я поняла, что создание куклы — это целое искусство и то, чему мне по-настоящему хочется посвятить свою жизнь».
Алина Давтян
Алина — потомственный мастер-кукольник. Ремесло ей досталось в 12 лет от бабушки с матерью, которые занимались шитьем кукол в приграничном Берде. Она занимается куклами с детства. Мастер рассказывает, что куклодел должен быть не просто профессионалом, но прежде всего удачливым человеком. С древних пор вдовы, бесплодные женщины, колдуньи или просто больные не имели права на изготовление кукол. «Энергетика — самое главное в творчестве. Важно зарядить игрушку положительными эмоциями. Иначе в ней не будет смысла».
Алина Давтян — народный мастер Армении. За её плечами международные выставки и конкурсы, а также сертификат национального эксперта Международного совета организаций фольклорных фестивалей и народных искусств ЮНЕСКО.
Долгие годы она работает как частный предприниматель. Признается, что в Содружестве не состоит из-за нехватки времени и больших корпоративных заказов. Тем не менее, Алина разделяет взгляды коллег о важности открытия отдельного тематического музея. «Работы я стараюсь продвигать через свой бренд ALDA Doll. Также у меня есть одноименный сайт. Мне повезло, что среди моих клиентов много знаменитостей».
В разное время владельцами кукол Алины стали Орнелла Мути, Ким Кардашьян, Наталья Орейро и даже папа римский Франциск.
Мастер специализируется в основном на национальных куклах. В работе использует различные материалы, начиная от хлопка и синтепона, заканчивая ватином и ватой. Примечательно, что Алина — единственный мастер в Армении, который берется за заказы нестандартных размеров — от десяти сантиметров для свадебных таросиков до двухметровых ростовых дачных кукол.
Хранительница семейных профессиональных традиций передает секреты мастерства дочерям, которые уже вовсю помогают в мастерской.
В завершение, еще раз отметим, что Содружество кукольников Армении продолжает надеяться на конструктивный диалог с правительством в целях открытия столичного Музея кукол.
Журналист Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы
На обложке: Алина Давтян, Кукольная композиция © Алина Давтян