Коренные народы Азербайджана: угнетенные Баку — потенциальные союзники армян
Война, развязанная Азербайджаном и Турцией против Арцаха, оказалась для агрессоров неожиданно трудной, и к этим трудностям азербайджанское общество было не готово. Это «препятствие» — коренные народы Азербайджана — талыши и лезгины. Об этом — новая статья корреспондента Армянского музея Москвы в Арцахе, историка Антона Евстратова.
Несмотря на блокировку социальных сетей, отсутствие альтернативных правительственным и проправительственным источников информации, в стране зреет недовольство — причем, как в тылу, так и на фронте. Особенно не устраивает азербайджанская агрессия представителей коренных народов Азербайджана, которых тысячами гонят на верную смерть, за спинами которых укрываются, собственно, азербайджанцы. Но коренные народы не имеют к армянам совершенно никаких претензий. По сути, нападением на Арцах, помимо внешнеполитической цели — попытки его захвата, режим Ильхама Алиева реализует и другую цель, внутриполитическую — уничтожение в боях наиболее пассионарной части коренных народов республики, особенно талышей и лезгин, перманентно представляющих для него угрозу. Так и гибнут на фронтах Карабаха 18–25-летние коренные обитатели Талышистана и Лезгистана, аварских, цахурских и татских территорий. Что же представляют собой коренные народы Юго-Восточного Кавказа, на котором сейчас расположено искусственное пантюркистское азербайджанское гособразование?
Очевидно, что оформленная в СССР «азербайджанская нация» — целиком и полностью умозрительный конструкт, что проявилось сразу же после распада Союза, когда центробежные тенденции в среде коренных народов данной территории едва не демонтировали Азербайджан сразу же после провозглашения его независимости в 1991 году. И причиной этому было изначально даже не стремление талышей, лезгин или аварцев к собственной государственности, а агрессивная пантюркистская политика Баку, по сути, ставившая этих людей на уровень населения второго сорта по сравнению с тюрками-азербайджанцами.
При этом, еще в начале прошлого столетия население современной Республики Азербайджан в подавляющем большинстве говорило на двух языках, принадлежащих к иранской языковой группе — персидском и талышском. Тюркские диалекты также имелись, но их распространение было минимальным. Тюркоязычие на Южном Кавказе насаждалось российской администрацией ради того, чтобы лингвистически, а, значит, культурно и ментально отделить эти земли от недавно, до Гюлистанского и Туркманчайского договоров, владевшей ими Персии. Важно было оторвать местное население от общеиранского контекста, однако российская царская администрация в качестве альтернативы выбрала очень опасную идентичность — османскую. Шиизм и иранская этничность объявлялись на территории современного Азербайджана вторичными, а языковая близость с турками Османской империи и другими тюркскими этносами — первичной. Такого рода перестройка сознания была сложной задачей, учитывая изначальную неприязнь местного шиитского населения к суннитам-османам, которые в периоды войн с Персией не раз вторгались на территории Юго-Восточного Кавказа, вырезая их жителей по религиозному (шиизм) и этническому признаку. Впрочем, российские администраторы справились. Результат появился очень скоро — к началу второго десятилетия XX века местное население было наполовину тюркоязычным, а в идеологическом плане здесь все большее влияние стал приобретать пантюркизм.
В итоге, российская администрация поспособствовала созданию на своей территории турецко-османского плацдарма, который не раз был использован турками в период Первой мировой войны и после нее. После развала обеих империй — Российской и Османской, тюркизация региона была продолжена уже большевиками, в конце концов завершившись современной концепцией единства Азербайджана и Турции — «одна нация, два государства».
Между тем, местная идентичность коренных народов также сохранилась, пусть и отдала многие свои позиции. До 40% населения современного Азербайджана принадлежат к таким народам — талышам, лезгинам, аварцам, цахурам, татам и др. При этом точно посчитать представителей каждого этноса практически не представляется возможным — Баку не просто держит эти данные в секрете, препятствуя проведению свободных исследований, а еще и стремится «записать» местных автохтонов в «азербайджанцы», принципиально меняя, таким образом, реальную картину. Кстати, такого рода практика берет свое начало еще с советских времен, когда ради карьерного роста или просто относительно спокойной жизни, коренные обитатели Юго-Западного Прикаспия «становились» азербайджанцами.
Высшей точкой борьбы коренных народов Азербайджана за свою идентичность стало образование в 1993 году Талыш-Муганской республики, сплотившей талышей и ставшей стимулом к возрождению талышского духа, талышской политической мысли и талышского сопротивления азербайджанским властям.
Несмотря на подавление ТМР центральными властями, центробежные тенденции в среде коренных народов Азербайджана продолжили нарастать до текущего момента. К началу XXI века их фактор стал одной из основных азербайджанских внутриполитических проблем. Важной вехой является 2005 год, когда в Ереване прошла Международная талышеведческая конференция, на которой выступил лидер талышского народа, бывший спикер парламента Талыш-Муганской республики Фахраддин Абосзода. До этого события о талышах в Азербайджане старались даже не говорить, а после талышский вопрос оказался одним из наиболее популярных и, одновременно, болезненных, в азербайджанском политическом дискурсе.
Более того, практически сразу вновь подняли голову и лезгины, и аварцы и таты. Было создано много новых и возрожден ряд старых национальных организаций.
На лезгинах, у которых в те же годы имели место похожие на талышские процессы, стоит остановиться подробнее. После свалившейся на Азербайджан независимости, лезгинский народ, проживающий на севере Азербайджана, оказался поделенным между ним и Российской Федерацией. В годы 1-й Карабахской войны лезгин (как, кстати, и талышей), как и сейчас, гнали в бой в качестве пушечного мяса, что провоцировало антивоенные митинги, жестоко подавлявшиеся властями. Чуть позже в места компактного проживания лезгин стали переселять азербайджанских беженцев из Карабаха и турок-месхетинцев, размывая, таким образом, этническую однородность лезгинских территорий. В 1994 году, после того, как азербайджанские правоохранительные органы обвинили членов лезгинской организации «Садвал» в организации теракта в бакинском метро, на лезгин обрушились по-настоящему серьезные репрессии. Последовали коллективные аресты, несправедливые суды, пытки до и после оглашения приговоров, убийства в тюрьмах и многое другое. Основной мишенью репрессий стала лезгинская интеллигенция, хранившая национальный язык и культуру и стремившаяся спасти ее от уничтожения и тюркизации. Тысячи лезгин бежали в Россию, где живут и поныне, однако многих активистов российская сторона выдавала по запросу азербайджанских правоохранительных органов. В это же самое время на их родине переименовывались лезгинские топонимы, в лезгинских селах размещались крупные азербайджанские воинские соединения, а их жителям порой не разрешали использовать даже название своего народа.
Огромным подспорьем национально-освободительной борьбе коренных народов Азербайджана стало открытие в 2014 году Национального телевидения Талышистана. Передачи телевидения касались не только талышей, но и остальных угнетенных азербайджанским политическим режимом и идеологией пантюкизма народов республики. К примеру, отдельная программа НТТ выходила на татском языке и касалась проблем азербайджанских татов.
Таты — «кавказские персы», будучи, пожалуй, наиболее интегрированным в азербайджанский социум местным коренным этносом, имеют, однако, те же претензии к современному Азербайджану, что и талыши или лезгины. Они, широко представленные, и в руководстве, и в армии, и в силовых структурах АР, являются своеобразным тайным оружием борьбы азербайджанских автохтонов за свои права, которое, несомненно, выстрелит в нужный момент.
Неудивительно, что вскоре самое пристальное внимание обратили на телевидение азербайджанские спецслужбы. На протяжении нескольких лет между кучкой талышских активистов, эмигрировавших в Москву, и СГБ, МИД, МО и другими структурами Азербайджана шла настоящая война. Бакинские агенты пытались выяснить местонахождение студии НТТ, дискредитировать его сотрудников. Однако наиболее эффективным оказался метод создания нескольких псевдотелевидений под патронажем азербайджанского правительства, что выхолостило саму идею рупора Талышского движения. Впрочем, телевидение и движение смогли переродиться и продолжают свою деятельность.
Сильным потрясением для всего талышского народа и его друзей стало, фактически, похищение азербайджанцами лидера Талышского движения, ученого и философа Фахраддина Абосзода, которого из московского СИЗО доставили в Баку, где осудили на 16 лет лишения свободы по ряду надуманных обвинений. Впрочем, Азербайджан, отправив Абосзода в заключение, возможно, больше потерял, чем приобрел, т.к. Фахраддин Фарманович был, скорее теоретиком движения, его совестью и символом, а не непосредственным организатором. Его злоключения в азербайджанской тюрьме только придают ему, а через него и борьбе талышей за свободу и независимость большую популярность. Фахраддин Абосзода приобретает образ мученика — в шиитской традиции, чтимой талышами. Мученичество — образ сакральный.
И, действительно, после коварного похищения Абосзода, возник целый ряд новых талышских ресурсов, а также порталов, объединивших силы представителей разных автохтонных этносов Азербайджана в стремлении к освобождению их народов.
Война в Арцахе может стать еще одной вехой в освободительной борьбе коренных народов азербайджанского гособразования. Саботируя военные приготовления и мероприятия Баку, отказываясь от войны против ничего плохого не сделавших им армян, и даже переходя на сторону последних, талыши, лезгины, таты, аварцы и другие, способны не просто спасти себя от мясорубки, в которую с дикой жестокостью бросает их президент Алиев. Они с помощью армии Арцаха, имеют возможность наконец-то завоевать долгожданную независимость и переформатировать угнетающий их десятилетиями Азербайджан.
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы
Обложка: Цахурская женщина, источник: yandex.zen