Nor Dar и «Письма домой» пианистки Коры Микаэлян

Nor Dar и «Письма домой» пианистки Коры Микаэлян

10 ноября 1971 в Ереване родилась Кора Микаэлян, талантливая пианистка, участница группы Nor Dar. Девушка делала серьезные творческие успехи еще будучи студенткой. После обучения в консерватории, Кора создала музыкальный коллектив, где занималась аранжировками этнической музыки. К концу 90-ых она обрела известность и репутацию профессионала. К сожалению, жизнь Коры оборвалась в возрасте 30 лет. Последний альбом с рабочим названием «Письма домой», вышедший после смерти исполнительницы, звучал как прощание с близкими и родиной.

Карине (Кора) Микаэлян первые уроки музыки получила в возрасте пяти лет у своей матери — блестящего пе­дагога Тамары Аветиковой. Затем Кора окончила музыкальное училище. Обучение на композитор­ском отделении Ереванской консерватории девушка завершила экстерном, написав свою первую симфонию «Белый монах». В 1990 году за свои работы в области классической аранжировки получила звание Master of Arts ЮНЕСКО. 

В се­редине 90-ых Кора, ее муж Орестис Мустидис и их друг Тигран Сарки­сян переехали в Грецию, на историческую родину Орестиса. Там они со­здали трио Nor Dar (Новый век). Оба партнера Коры по группе — опытные музыканты. Мустидис — ученик знаменитого джазового барабанщика Робер­та Еолчяна, специализирую­щийся на восточной перкуссии. Саркисян владел дудуком, шви, зурной, блулом, а также кларне­том.

Из чувства ностальгии по жизни в Армении рождается идея создать что-то среднее между джазом и фолком, нечто, впитавшее особенности и того и другого. В качестве материала для во­площения музыканты вы­брали мелодии армянского композитора Комитаса. В 1997 году это трио запи­сывает и выпускает на греческой студии Libra Music свой первый альбом Opus of the Lizard. 

Обложка альбома: music.apple.com

Че­тырнадцать композиций, созданных с глубоким проникнове­нием в суть армянского мелоса, — альбом посвящен Комитасу и состоит из обработок его произведений, которые тот, в свою очередь, позаимствовал у армянского народа. Дважды переработанные, в исполнении Nor Dar эти древние композиции прозвуча­ли абсолютно свежо и по-ново­му. Кора очень любила Комитаса, любила армянские народные песни и все, что связано со сво­ей родной землей. Чистое звуча­ние, звуки дудука, восточные ритмы. Что касается стиля, альбом мо­жет быть классифицирован как прекрасный образец того, что музыкальные критики называют этно-джазом, world beat и new age. Весь часовой альбом вос­принимается как одно живопис­ное полотно, как некий докумен­тальный фильм об армянском этносе, его быте, о ландшафтах страны, о страданиях и радостях древнего народа. Все это, по­множенное на аккуратные аранжировки Коры Микаэлян, сделали альбом довольно попу­лярным.

Nor Dar не были знакомы греческой публике. Но профессионализм, преданность национальному искусству и самобытность позволили им быстро приобрести популярность. К удивлению и компа­нии Libra Music, которая вы­пустила альбом, его раскупали не только те, кого принято называть «музы­кальная общественность», но и молодежь Афин, которая предпочитала поп-музыку и рок. За не­сколько лет коллектив записал и выпустил три диска, которые были тепло приняты гре­ческой публикой.

Фото: discogs.com

Творческий потенциал Коры стал причиной того, что к ней начали обращаться по­пулярные греческие исполните­ли, принадлежащие к разным жанрам и стилям, с просьбой сделать аранжи­ровки греческой народной, клас­сической и популярной музыки. Кора работает над аран­жировками альбомов местных исполнителей — вокалистки Стеллы Гадеди, бузукиста Михалисиса Николудиса, скрипача Георгиса Маклараса, гитариста Андреаса Гиоргиу.

Из США для создания современных аранжировок индийских песен приезжает индийская певица Лакшми Шанкар. Кроме этого, она просит Кору написать специаль­но для нее несколько компози­ций на индийские темы. Шанкар пишет слова на созданные ар­мянским композитором индий­ские мелодии. В 2000 году появляется про­ект «Индо-Арменика» и диск «Ampel'a». Альбом представляет со­бой смесь армянских во­кальных и инструментальных композиций, а также индийских произведений.

Обложка альбома: music.gisher.org

Nor Dar берутся за свой очередной аль­бом, который должен был состо­ять из композиций Ко­ры, как инструментальных, так и вокальных. Это песни в стиле армянской эстрады 60-х годов, инстру­ментальные произведения с но­стальгической ноткой, аранжи­рованные для этно-джазового трио. Неизвестно, знала ли на момент написания альбома Кора о своей неизлечимой болезни, но музы­ка в нем звучала как прощание с близкими и родиной. Рабочее название альбома бы­ло «Письма домой», по названию заглавной композиции, что тоже оказалось глубоко символич­ным. 

К сожалению, жизнь исполнительницы была прервана в возрасте 30 лет, 4 июля 2001 года. В апреле 2003 года вышел и попал на ро­дину альбом «In the land of the Frozen Water». В 2005 году музыка Коры прозвучала в фильме Армана Ерицяна «Под открытым небом», удостоенного «Премии Лавр» в номинации «Лучший неигровой арт-фильм на кинопленке или видео». 

Обложка альбома: music.apple.com

А. Манукян, Кора Микаэлян — Последнее письмо домой: jazzquad.ru
Фото на обложке: discogs.com

Nor Dar и «Письма домой» пианистки Коры Микаэлян