Комитас и его современники

Комитас и его современники

Формирование армянской национальной композиторской школы состоялось благодаря целому ряду композиторов, творивших на стыке XIX–XX столетий.

Фундамент армянской национальной композиторской школы был заложен Комитасом в Восточной Армении и Тиграном Чухаджяном в Западной Армении. С их деятельностью было связано формирование основных жанров вокальной, хоровой (светской и духовной), а также инструментальной музыки. Непрерывно изучался и систематизировался армянский музыкальный фольклор. Осваивались жанры европейской музыки — опера, камерно-инструментальные жанры, романс. Оба композитора, благодаря своему прекрасному образованию (Комитас — Германия, Чухаджян — Италия), гармонизировали армянскую монодическую музыку, обогатив ее многоголосием, полифоническим звучанием и западноевропейским оркестровым мышлением.

Имя великого Комитаса знакомо многим любителям армянской музыки, а вот его современникам повезло намного меньше, хотя их заслуги в формировании композиторской школы неоценимы. Наряду с Тиграном Чухаджяном следует упомянуть Макара Екмаляна и Александра Спендиаряна.

Тигран Чухаджян

В Константинополе жил и работал армянский композитор, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель, основатель армянского музыкального театра Тигран Чухаджян.

Получив блестящее образование в Италии, Чухаджян вернулся в Константинополь с целью пропаганды армянской музыкальной культуры. Его творчество пришлось на период подъема национального самосознания армянского народа. Он принимал активное участие в деятельности первого армянского музыкального общества «Армянская лира», возглавлял музыкально-театральную труппу, с помощью которой осуществил постановку первых армянских опер.

Тигран Чухаджян ǁ wikipedia.org

В годы начавшихся притеснений армянской интеллигенции и засилья цензуры Тигран Чухаджян умудрился обмануть турецкие власти, поставив свою первую оперу на турецком языке. Он стал основоположником оперного жанра, написав ряд опер, среди которых выделялись героическая опера «Аршак Второй», комические «Ариф» и «Леблебиджи», опера-феерия «Земире». Не только оперные, но и симфонические, камерные произведения Чухаджяна способствовали вовлечению армянской музыки в культурную среду музыкальной Европы. Чухаджян стремился интегрировать интонации и ритмы армянской мелодики в западноевропейское музыкальное русло. По этой причине его произведения, особенно опера «Аршак Второй», были армянскими лишь по тематике и по сюжету, но музыка создавалась в традициях итальянской героической оперы.

В отличие от Тиграна Чухаджяна, Комитас считал первостепенным выявление культурно-исторического пласта в музыке, подчеркивал самобытность армянского мелоса, стремился обосновать монодическое своеобразие армянской музыки и, исходя из этого, обрамлять музыку средствами музыкальной выразительности. Его неоконченная опера «Ануш» куда более национальна по духу и интонации, чем «Аршак Второй» Чухаджяна.

Комитас

Творческий путь Комитаса развивался параллельно с деятельностью Чухаджяна, особенно в годы жизни в Восточной Армении, в Эчмиадзине. Комитас специализировался на изучении армянской духовной музыки, что оставило неизгладимый след на всем его творчестве. Большой страстью Комитаса были армянские народные песни, их сбор, систематизация и разносторонний анализ.

Комитас. Париж, 1906 ǁ komitasmuseum.am

Комитас, как и Чухаджян, занимался активной просветительской деятельностью, сочинял музыку, писал статьи, дирижировал созданными им хорами и оркестром народных инструментов, пел и преподавал. Благодаря своим трудам, созданным произведениям, Комитас явился настоящим источником вдохновения для целого ряда композиторов. Полученное в Берлине образование расширило и углубило познания Комитаса в гармонии и оркестровке, позволило создать неповторимый музыкальный почерк, по-современному взглянуть на проблемы искажения и «мусульманизации» армянской народной песни. Параллельно с изучением армянского мелоса Комитас занимался изучением курдских, турецких и персидских песен, чем вызывал резкое недовольство у католикоса Геворка IV. Комитас работал над расшифровкой армянских хазов (невм), над теорией гласов.

Большим вкладом в сферу развития армянской национальной композиторской школы стали его произведения «Патараг» (Литургия) для мужского хора, неоконченная лирическая опера «Ануш», сборники армянских песен и хоров. Музыка Комитаса была целиком основана на интонациях армянской народной песни. С целью пропаганды армянской музыки Комитас давал концерты и читал доклады в Германии, его творчество высоко ценили в зарубежной культурной среде, среди поклонников его творчества были Дебюсси и Равель.

Наряду с Комитасом в армянской музыкальной культуре того времени выделилась фигура Макара Екмаляна, с которым Комитас был знаком в годы учебы в Тифлисском музыкальном училище.

Макар Екмалян

Самобытность музыкального наследия Макара Екмаляна была обусловлена прежде всего его принадлежностью к армянскому духовенству. Как и Комитас, он в Эчмиадзинской духовной семинарии занимался изучением древнеармянской нотописи, записывал и систематизировал певческие книги, духовные гимны и песнопения (Часослов, Патараг). Екмалян обучался композиции в Санкт-Петербурге у Римского-Корсакова, был не только композитором, но и педагогом, фольклористом, хоровым дирижером, занимался пропагандой армянской народной и, особенно, духовной музыки.

Макар Екмалян ǁ wikipedia.org

Творчество Макара Екмаляна сыграло большую роль в развитии армянской классики. Он значительно расширил жанровые границы, способствовал формированию национального музыкального языка, приобщил армянскую монодию к формам европейского многоголосия. Екмалян, как и Комитас, уделял большое внимание сбору и обработке народных песен. Вершиной творчества явилась Литургия для мужского хора (Патараг), где он синтезировал особенности армянского духовного мелоса и европейской полифонической школы. На протяжении всей жизни Екмалян поддерживал творческие связи с русскими композиторами — Балакиревым, Рубинштейном, Глазуновым, Лядовым. Его творчество высоко ценили Дж. Верди и К. Сен-Санс, которые были знакомы и восхищались его произведениями. Большим вкладом в развитие армянского симфонизма явились его симфонические увертюры, а также хоровые обработки. Произведения Екмаляна были изданы в Германии и Австрии.

Вместе с Екмаляном у Римского-Корсакова учился видный армянский композитор и, пожалуй, самый знаменитый современник Комитаса — Александр Спендиарян (Спендиаров).

Александр Спендиаров

Александр Спендиаров по праву считается одним из основоположников армянской классической музыки. Обладая ярким талантом и самобытным почерком, он внес неоценимый вклад в развитие армянской национальной композиторской школы. Будучи разносторонне одаренным человеком, Спендиаров вдохновлялся историей и поэзией армянского народа. В годы учебы у Римского-Корсакова, он написал ряд выдающихся симфонических произведений — две тетради «Крымских этюдов» и симфоническую картину «Три пальмы». Круг его общения был очень широк: он тесно общался с представителями русской «Могучей кучки», а также с крупнейшими деятелями русской культуры — Антоном Чеховым, Львом Толстым, Фёдором Шаляпиным.

Александр Спендиаров ǁ avproduction.am

В творческом наследии Александра Спендиарова большую роль играют его «Ереванские этюды» и опера «Алмаст» — одна из лучших опер армянского музыкального театра. Симфоническая музыка Спендиарова тесно переплетается с армянской народной песней и танцем. Композитор обогатил армянскую музыку элементами ориентального орнамента: восточными гармониями и ритмами, роскошной оркестровкой. Богатство тембровых красок, сложных ритмических формул, непрерывного напряженного симфонического развития подняло армянский симфонизм на качественно новый эстетический уровень. Именно у Спендиарова черпал вдохновение Арам Хачатурян, чьи симфонические образы удивительно легко перекликаются со спендиаровской симфонической музыкой.

Не обошел композитор вниманием и оперный жанр. Опера «Алмаст» (либр. С. Парнок) явилась одной из лучших армянских опер начала XX века. Написанная по сюжету классика армянской поэзии Ованеса Туманяна «Взятие крепости Тмук», она затронула темы предательства и патриотизма в исторической Армении (XVIII в). Музыка оперы глубоко национальна, многопланово очертив характеры главных героев, композитор создал сложную драматургическую канву на основе столкновения персидского и армянского образных миров. Прекрасным дополнением к постановке оперы явились декорации великого Мартироса Сарьяна.

 

Развитие армянского музыкального искусства имело конкретные исторические предпосылки. Одновременно как в Западной, так и в Восточной Армении лучшие представители армянской культуры и искусства начали борьбу за сохранение армянской национальной самости, культуры народа, находящегося под угрозой ассимиляции или забвения.

Рост национального самосознания, борьба за сохранение национальных традиций, бурное развитие научной-просветительской, исторической, педагогической, литературной, исследовательской деятельности создали все предпосылки для развития и пропаганды армянского музыкального искусства.

Гаянэ Мелконян,
музыковед, педагог, музыкальный критик,
специально для Армянского музея Москвы

Комитас и его современники