Колатак. Как живут арцахцы на границе

Колатак. Как живут арцахцы на границе

Колатак – приграничное село Арцаха, расположенное в Мартакертском районе. Чем и как «дышит» граница, почему никто так и не уехал из села после войны и причем тут монастырский комплекс Акопаванк – в специальном репортаже Мариам Кочарян.

Колатак расположился на живописном берегу одноименной горной речушки. Тут тебе и равнины, и луга, и горы, и леса, и скалистые глыбы наряду с примочками каменистых холмов, словом, практически готовый рай на земле, если бы не одно но – регулярно раздающийся звон канонады. Во время войны село, конечно, понесло потери, но не такие, как Мартунинский или же Гадрутский районы. Все же название говорит само за себя. Колатак – значит «под кустом». Не знаю, насколько это перекликается с известной поговоркой про «как назовешь корабль – так он и поплывет», но толика житейской мудрости в народных пословицах безусловно существует.

Фото © Армянский музей Москвы

Агасяны

«Если вдруг проснусь и не увижу за окном Качахакаберд или Акопаванк, сойду с ума. Мне воздуха не хватает в других местах, воздуха, понимаешь?! Ощущение такое будто пью из родника и не могу напиться», – говорит, почти задыхаясь, Асмик Агасян.

Ей 50 лет. Она хозяйка большого дома. Воспитала с мужем трех детей и гордится тем, что каждому смогла дать образование. Старшая дочь вышла замуж и переехала в Степанакерт, младшая учится в Арцахском госуниверситете на журналиста, а сын Шаген – историк, который между перерывами работы в хлеву, пишет книгу о Колатаке.

Асмик Агасян. Фото © Армянский музей Москвы

«Я хочу, чтобы после меня остались воспоминания. А еще мне важно рассказать о селе так, как его вижу я. Тут мои корни, здесь я даже дышу по-другому, и мне важно, чтобы мои дети тоже не уехали отсюда», – заверяет Шаген, готовя прикорм для свиней.

Крестьянская жизнь Агасянов нелегка. Нужно встать спозаранку, успеть растопить печь, накормить скотину, часть из них – отправить пастись, удобрить деревья. Все как в обычной сельской жизни. Они выращивают известный на всю Армению особый сорт арцахского лоби, пекутся о пчелиных ульях, сарае для скота. Семья держит баранов, коров, гусей, свиней, кур и пару кроликов. У Агасянов особая любовь к фруктовым деревьям. Когда прокладывали широкую дорогу от села в Акопаванк (раньше это была тропинка, а сейчас там может ездить практически любой транспорт), они лишились нескольких фруктовых деревьев. А потом посадили новые – сейчас вдоль дороги растут молодые посадки.

Шаген Агасян. Фото © Армянский музей Москвы

Младшая девятнадцатилетняя Алиса помогает маме по хозяйству, готовит еду для всей семьи и не жалуется на отсутствие свободного времени.

«Мы не покупаем привозной хлеб. Печем его вместе с мамой, – говорит она тихим голосом, робко опуская пушистые ресницы и невыразимой красоты глаза. – Тут у нас небо особенное, знаешь. До звезд – рукой подать».

К тому же, у семьи есть небольшой семейный бизнес – гостевой дом. По словам Шагена, в нем можно разместить до 40 человек. Однако после войны приток гостей сократился в разы. И что будет дальше с гостевым домом – неизвестно.

Асмик и Артур Агасяны. Фото © Армянский музей Москвы

К нашей беседе присоединяется глава семейства – Артур Агасян. Он – ветеринарный врач. Гордится своей профессией, и при каждом удобном случае рассказывает про жизнь сельчан.

«Мы ждем того момента, когда сможем зажечь рождественские свечи в Акопаванке. Через этот свет мы возродим свои души и укрепимся в вере, – признается глава семейства. – Для нас – это не просто храм, а история нашего села, которую надо всеми силами возродить».

Семья Агасянов – собирательный портрет среднестатистического семейства колатакцев. Интересно, что именно эта фамилия – самая распространенная в селе. Местные говорят, что она пошла от имени Агаси, у которого три родовые ветви. При этом, в село частенько заезжают, а порой и вовсе переезжают арцахцы из столицы.

Шаген и Асмик Агасяны. Фото © Армянский музей Москвы

Севак Асрян

Севак родился в Степанакерте. Ему 48 лет. Он – офицер запаса. Во время 44-дневной войны занимался тыловым обеспечением. Однако делом всей своей жизни считает фотографию. В особенности – пейзажную и архитектурную. За его плечами большой опыт фотографа-пейзажиста. А в 2018 году две его фотографии были признаны российским National Georgraphic как лучшие в рубрике «Фото недели».

Севак обошел Арцах вдоль и поперек с рюкзаком и камерой наперевес. Он уверен, что ему повезло еще до войны сделать уникальные фотографии на тех территориях, которые сейчас находятся под оккупацией Азербайджана. При этом, одним из своих излюбленных мест Севак считает Колатак и его окрестности:

«Я не туристический фотограф. Мне нравится перебираться через леса, поля и горы, искать недоступные места. Обидно, что из полутора тысяч архитектурных памятников Арцаха, многие выбирают максимум десятку и попросту не знают о других! Я считаю, что моя миссия в том, чтобы как можно “шире” показать Арцах и поведать о нем миру, потому что это пространство красоты и силы одновременно».

Севак Асрян

Севак особенно отмечает «таинственность» монастырского комплекса Акопаванк, возвышающегося над Колатаком:

«Жаль, что так мало людей знают про Акопаванк! Я был по-настоящему удивлен и поражен, когда впервые увидел это место. Надеюсь, что год за годом сюда будут приезжать туристы. Ведь и дорога уже асфальтирована, и красивая горная река в округе, и легендарная крепость Качахакаберд. Акопаванк обязательно должен войти в перечень достопримечательностей Арцаха наравне с Гандзасаром, Амарасом и Дадиванком. Здесь должны вестись серьезные археологические раскопки».

Фото © Армянский музей Москвы

Фотограф надеется, что во время реставрации удастся сохранить уникальность и самобытность Акопаванка. По его словам, это событие напрямую повлияет на жизнь арцахцев и, в частности, колатакцев: там закипит туристическая и духовная жизнь общины.

На данный момент у Севака небольшой семейный бизнес – гостиница в Степанакерте. Он по-прежнему живет по периметру всего Арцаха, перебираясь с одного неизведанного места на другое, и не собирается никуда уезжать, как и большинство колатакцев. 

«А если мы все уедем отсюда, что будет? Трусливо сдадим родину? Я живу здесь ценой жизни пяти тысяч простых парней, которые сражались с оравой оголтелых убийц. Как я могу замарать их память, уехав отсюда?» – объяснил Севак.

Фото © Армянский музей Москвы

По актуальным данным сельской администрации, в Колатаке проживает 208 жителей, из них 118 – временных и 52 вынужденных переселенца. Число учащихся в сельской школе – 67 человек, 23 из которых приезжают на учебу из близлежащих сел. По словам гюхапета Сейрана (руководителя общины, старшины – Прим. авт.), после войны никто из зарегистрированных жителей село не покинул.

Вода, дорога и церковь

«У нас большие проблемы с водоснабжением. Не хватает даже питьевой воды, – заявляет с порога руководитель общины Сейран. – К тому же, в плане на этот год значится ремонт дорог и восстановление церкви. Ничего и никогда я не прошу для себя, только для общего блага».

Колатак. Фото © Левон Саакян

Сейран Аванесян родом из Колатака. Вся его семья живет вместе с ним в селе. Жена работает в местном роддоме, а ребенок учится во втором классе. Село воспринимает его как своего родственника. Старшие иногда журят, мол, знали тебя с пеленок, а младшие почтительно здороваются и отходят в сторону. Село крошечное – все друг друга знают, поэтому честь и репутация здесь на первом месте.

«Я знаю, что вам сложно поверить в то, что мы правда мечтаем о возрождении Акопаванка. Городские вообще нас не всегда понимают. Мы маленькая община, но у нас есть дети, в конце концов у нас есть планы на будущее, и все они связаны с нашим родным селом. Никто не собирается уезжать. Ткни хоть в первый попавшийся дом – все на месте. Для нас Акопаванк станет и духовным центром, и местом притяжения новых людей. Мы хотим, чтобы про нас и наших детей не забывали. Мы тут, мы живем и трудимся каждый день, а досуга вокруг никакого», – поделился он.

Акопаванк. Фото: rearmenia.com

Сейран уверен, что Акопаванк может стать не просто духовным центром, но прежде всего культурным, куда со всех мест будут стекаться разные люди, и тем самым обеспечат активную жизнь общины.

Акопаванк

Месяц назад на платформе «реАрмения» стартовала фандрейзинговая кампания проекта «Возрождение Акопаванка». Вокруг этого дела объединилось множество людей и организаций. Правительство Арцаха инициировало процесс восстановления, Арцахская Епархия во главе с епископом Вртанесом объявила 2022 год – годом возрождения Акопаванка. В свою очередь, «Фонд изучения армянской архитектуры» специалиста по изучению памятников Самвела Карапетяна будет заниматься реализацией проекта, профессиональную помощь оказывает «Ассоциация армянских архитекторов, восстанавливающих культурное наследие», а архитектор Самвел Айвазян предоставил проект реставрации монастыря. Словом, Акопаванк объединил огромное количество неравнодушных вокруг единой цели – сохранение национальной самоидентичности.

«Во-первых, мы находимся в культурной войне с Азербайджаном, поэтому мы обязаны должным образом сохранить и представить миру наши ценности, в том числе культурно-исторические и духовные. Во-вторых, возрождение монастыря – гарантия заботы о жизни тех, кто остался в Мартакертском районе. В-третьих, работа монастыря откроет новый туристический объект, в который войдут в том числе окружающие его достопримечательности», – уверен директор платформы «реАрмения» Геворг Погосян. 

Геворг Погосян

Отметим, что правительство Арцаха удвоит первые 40 тысяч долларов, собранные на платформе.

«Это борьба за сохранение системы ценностей христианства. И Акопаванк то звено, посредством которого можем показать миру и международному сообществу, что мы ведем борьбу не только за физическое существование, но и культурное», – отметил госминистр Республики Арцах Артак Бегларян.

К слову, духовная жизнь колатакцев не останавливалась, несмотря на отсутствие храмов и церквей в округе. После войны пастырем всего Мартакертского района и вместе с этим священником монастыря Гандзасар стал бывший настоятель Дадиванка Тер Ованнес.

«Мы ждем пробуждения наших благодетелей во имя начала строительных работ над восстановлением Святого Акопаванка. Известно, что монастырь с древних времен играл большую роль в жизни верующих. Через несколько лет Акопаванк будет как Дадиванк: там будет построена дорога, церковь станет действующей, паства тоже. Говорю это с полной уверенностью. Переселенцы вступят в общение с богом, если каждый внесет свой посильный вклад в общее дело. Арцахцы тверды в своей вере».

Тер Ованнес (слева)

«Под кустом»

Напомню, что Колатак в переводе с армянского означает – «под кустом». Видимо, название села происходит от одноименной горной речки, что шумно огибает окрестности, хотя местные точно не знают. На вопрос, откуда пошло название есть заранее заготовленный ответ: «Откуда мы знаем, что было первым – курица или яйцо?» На самом деле разве это важно? Нет, конечно. Главное – это люди, которые, как оказалось, нуждаются не просто в базовых потребностях, а прежде всего, в духовной пище. Не зря говорят, что пирамида Маслоу уже не работает, а ее тезисы давно нуждаются в обновлении. И колатакцы – яркое тому подтверждение.

Фото © Армянский музей Москвы

Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване

Фото обложки © Севак Асрян

Колатак. Как живут арцахцы на границе