Незажившая «рана» армянской литературы — ретроспектива жизни великого Хачатура Абовяна

Незажившая «рана» армянской литературы — ретроспектива жизни великого Хачатура Абовяна

В этом году армянское культурное сообщество отмечает важный юбилей — 215 лет со дня рождения непревзойденного писателя и общественного деятеля Хачатура Абовяна. Человек, чьи слова стали эхом в истории литературы, чьё наследие продолжает вдохновлять и волновать сердца.

В честь этой знаменательной даты мы перелистываем страницы памяти, чтобы вновь окунуться в мир его творчества.

 

Дом, в котором родился Хачатур Абовян. Геворг Башинджагян. Источник

 

Путеводная звезда к знаниям 

15 октября 1809 году в Канакере в семье Артэма Абовяна родился мальчик — Хачатур. Ему суждено будет прожить удивительную, покрытую тайнами и легендами жизнь. До сих пор загадка о точной дате рождения Хачатура Абовяна так и не была разгадана, оставшись темой спора для литераторов и биографов. Однако все, кто знаком с историей жизни и трудами писателя, уверены, что он опередил своё время на несколько веков вперед. Отец великого армянского писателя принадлежал старинному роду Абовенц. Они были некогда знатной семьёй и имели большое влияние в обществе задолго до его рождения. Можно предположить, что генетические корни стали основой в формировании мировоззрения Хачатура Абовяна в бесконечном желании сделать мир лучше и образованнее. 

 

Армянская духовная семинария Нерсесян. Источник

 

В 1814 году родители маленького Хачатура приняли решение отправить его в Эчмиадзин для получения духовного образования. Там его попечителем и наставником стал католикос Епрем I. После получения начального образования Абовян в 1824 году отправляется в Тифлис, чтобы продолжить обучение уже в Нерсисянской школе. С самого начала своего пути к знаниям он показывал феноменальные результаты в изучении разных наук — от гуманитарных до математических. Рвение и страсть Хачатура Абовяна поражали и восхищали великих преподавателей его времени — Погоса Кардагаци и Арутюна Аламадряна. В 1826 году по совету своих учителей он собирался продолжить обучение за границей, но случилась русско-персидская война (1826-1828гг.), изменившая в корне его судьбу — Абовян вернулся в Эчмиадзин. Наставник Епрем I выделил ему должность секретаря и переводчика при семинарии. 

 

Монастырь в 1898 году. Источник

 

В поисках Ноева ковчега 

Иоганн Фридрих Паррот — первый учёный, который решился на экспедицию для геологических исследований на священную гору Арарат. В 1829 году с одобрения императора Николая I команда учёных на государственном эскорте отправилась в Армению. 

Хачатур Абовян и Фридрих Паррот познакомились в Эчмиадзине, когда Епрем I поручил писателю сопровождать иностранных ученых в роли гида и переводчика. 

 

Фридрих Паррот. Источник

 

Под руководством Абовяна Паррот и его команда пересекли реку Аракс в районе Сурмали и направились в армянскую деревню Ахури (ныне известную как Енидоган), расположенную на северном склоне Арарата на высоте 1200 метров над уровнем моря, затем они установили базовый лагерь в монастыре Святого Акопа, находящемся примерно на 700 метров выше. Паррот и Абовян были одними из последних, кто посетил Ахури и монастырь перед тем, как в мае 1840 года село уничтожило землетрясение. Первая попытка восхождения по северо-восточному склону оказалась неудачной из-за нехватки продуктов и тёплой одежды. 

 

Иллюстрация «Вид на Арарат от трех церквей». Источник

 

Шесть дней спустя, по предложению Степана Ходжянца — главы деревни Ахури, они предприняли попытку восхождения с северо-западной стороны. Достигнув высоты 4885 метров, команда вынуждена была повернуть назад, так как не успели достичь вершины до захода солнца. В сопровождении Абовяна Парроту удалось достичь вершины с третьей попытки в 15:15 9 октября 1829 года. Во время нахождения на горе Хачатур вырыл во льду яму и установил деревянный крест, обращённый на север. Он также взял кусок льда с вершины, считая его воду святой, и унёс его в бутылке. А 8 ноября Паррот и Абовян покорили Малый Арарат. 

 

«После этих наблюдений я посмотрел на моих спутников и заметил отсутствие преданного и верного Абовяна, — я догадался: он устанавливает крест». Источник

 

Вечный студент 

После экспедиции Паррот и Абовян стали хорошими приятелями. Учёный увидел порыв юного гения к знаниям и обещал ему ходатайствовать и помогать в переезде за границу для получения образования. Благодаря Парроту Абовяну в 1830 году выпала возможность уехать в Дерптский университет и получить стипендию. Он старательно учился, пытаясь превзойти себя во всех науках от общественных до естественных, чтобы не опозорить свой народ в чужой стране. 

 

Императорский Дерптский университет. Источник

 

Хачатур Абовян тяжело переживал своё отсутствие на родной земле, но страсть к знаниям утешала его. Он цеплялся за любую возможность узнать что-то большее, так как горел желанием вернуться на Родину и передать знания подрастающему поколению —  мечтал создать школы, где дети изучают не только классические предметы, но и получают практические навыки в различных ремёслах. Абовян понимал, что обычному населению в Армении приходится выживать в тотальной нищете. 

 

Оганес Зардарян. «Хачатур Абовян», 1949. Национальная галерея Армении. Источник

 

Для подготовки программы обучения он объезжал разные местности, где занимаются производством табака, выращивают индиго, обрабатывают хлопок, и сам учился работать руками. Абовян понимал, что секрет крепкой государственности — в образованности населения, а для этого должны открываться профильные учебные заведения. 

В одном из своих писем в 1836 году он написал: «С давних пор моё заветное желание добраться отсюда до моего в некотором смысле покинутого отечества и предоставить мою судьбу неизвестности». Он был противником тьмы незнания, поэтому стал непризнанным по возвращении. 

Ашхарабар — язык который нужен всем 

Хачатур Абовян отказался оставаться в Европе, хотя и встретил там свою любовь — Эмилию Лоозе. Он имел все возможности для беспечной и счастливой жизни, но выбрал Родину, бережно храня в себе идеи просвещения. Чтобы жениться, ему пришлось отказаться от церковного сана. Это вызвало бурю осуждения и порицания со стороны Синода. В одном из писем Абовян делился: «…здесь я принесу больше пользы как священнослужитель, а я проклят, как еретик». 

 

Оганес Зардарян. «Абовян на вершине Арарата», 1955. Репродукция из книги И.И. Цырлина «Оганес Мкртичевич Зардарян». Источник

 

Он получил должность инспектора уездных школ в Ереване, параллельно преподавал в школе, обучая грамоте бедных детей. Спустя некоторое время Абовяну наконец-то удалось основать в Армении первое частное учебное заведение, которое базировалось на европейских педагогических стандартах. Обучение в нём было светским, что вызвало дополнительное недовольство со стороны местного духовенства. 

Абовян одновременно преподавал и разрабатывал учебные материалы на разговорном армянском языке — ашхарабаре. Он упростил семантику языка, сделав его доступным для всех. 

 

Иллюстрация из романа Хачатура Абовяна. Источник

 

Хачатур Абовян грезил мечтой всеобщей грамотности. Он хотел, чтобы обычные люди больше читали. С этой целью он написал свой первый роман — «Раны Армении», где описывает сопротивление армянского народа персидскому господству. Его книга стала основой светской литературы в Армении и первым произведением, написанным на восточном диалекте — официальным в Армении и Арцахе, а также для армян в постсоветских странах и Иране. 

 

Хачатур Абовян. Источник

 

В наши дни Хачатур Абовян признан основателем современного армянского языка и великим просветителем. 

Легенда об Улиссе

2 апреля 1848 году ранним утром Хачатур Абовян вышел из дома и больше не вернулся. Причина его исчезновения и гибели до сих пор остаётся нераскрытой. Она стала лейтмотивом бесчисленных предположений — некоторые уверены, что он совершил самоубийство, кто-то считает, что он стал узником сибирских тюрем из-за репрессий Николая I, а другие и вовсе думают, что Абовян отправился во Францию для участия в бушевавшей в то время революции... Ни одна из версий не была подтверждена. Хачатур Абовян словно растворился, став вечностью. 

 

Статуя в центральном парке Абовяна. Источник

 

Спустя 60 лет после исчезновения великого писателя общественность приняла решение возвести в честь Абовяна статую. Ованнес Туманян писал об этом: «Это не просто статуя талантливого писателя — это раненое сотнями мечами тоски и боли сердце армянского народа, которое будет стоять в святилище Арарата веками, как молчаливый символ горести и печали». 

 

Памятник Хачатуру Абовяну. Источник

 

Андреасу Тер-Марукяну удалось увековечить в бронзе и граните великого Хачатура Абовяна для будущих поколений. К сожалению, в 1990-ых статуя пострадала — неизвестные стреляли в неё, пронзив в нескольких местах. Одна из пуль попала в книгу «Раны Армении», которая находится в руке писателя. 

 

Роман Хачатура Абовяна. Переиздание 1977 года, Советакан грох. Источник

 

Всю свою жизнь Хачатур Абовян пытался вылечить кровоточащие рубцы армянского народа, но часто забывал, что есть раны, которые вылечить невозможно.


Текст подготовила Манэ В.

На обложке — Хачатур Абовян. Источник

Незажившая «рана» армянской литературы — ретроспектива жизни великого Хачатура Абовяна