Зохраб Кешишьян — художник, который «рисовал» арабское кино

Зохраб Кешишьян — художник, который «рисовал» арабское кино

В подвале жилого дома в бейрутском районе Хамра находится примечательное место. За длинными рядами полок с книгами на арабском языке спряталась уникальная в своем роде коллекция, настоящий храм истории арабского кино.

Ходячая энциклопедия кино, издатель Абудди Абу Жауд собирал киноплакаты с 15 лет. Его коллекция — одна из лучших и наиболее полных в арабском мире. В 2015 году он выпустил книгу «Сегодня вечером» — большой гид по фильмам, снятым в Ливане в 1929-1979 годах. В основу легла его внушительная коллекция и архив в 20.000 предметов.

Абу Жауд ©MEE/Roland Ragi | middleeasteye.net

Среди плакатов, которые хранятся в сокровищнице Абу Жауда, много нарисованных вручную, как очень качественных, так и «намалеванных» на скорую руку низкооплачиваемым трудягой. Кино, как и манящие плакаты, было способом побега от проблемных реалий ливанского общества на протяжении десятилетий, дарило зрителю мечты и фантазии. С ранних этапов развития киноиндустрии и до 1960-х годов большая часть ливанских плакатов создавалась в Каире. Но после национализации египетского кино при Насере многие продюсеры и режиссеры перебрались в Бейрут. С середины 1960-х до середины 1970-х годов местный кинематограф переживал свой «золотой век», каждый год выпускали 35-40 фильмов.

«Самые красивые постеры относятся к периоду с 1940-х до начала 1960-х годов, когда их создавали такие художники, как Жэсур, Абдель-Рахман, Абдул Азиз Хавариан и Зохраб Кешишьян. Позже качество плакатов снизилось. Студии и продюсеры не хотели много платить за эту работу», — рассказывает Абу Жауд.

Григор Зохраб Кешиньян | middleeasteye.net

Григор Зохраб Кешишьян — один из тех, кто десятилетиями создавал постеры к фильмам.

«Я, пожалуй, нарисовал тысячи киноплакатов, работал в этой индустрии 16 лет», — вспоминает ливанский художник, потягивая утренний кофе в своей бейрутской студии среди незавершенных полотен.

Сейчас он признанный мастер, разменявший восьмой десяток, выставляется по всему миру. Однако карьеру художника Кешишьян начал в 13 лет, то есть 1956 году, в Алеппо. Он работал в ателье и рисовал постеры для кино под руководством сирийского грека Сериоса. В 1962 году перебрался в Ливан и устроился на работу в галерею итало-ливанского художника и карикатуриста Джулиано Ачкара.

До начала цифровой эпохи каждый плакат, даже огромного размера, создавался вручную. Эта работа требовала многих часов, оплачивалась плохо, а над душой стояли требовательные начальники.

«Мы пахали, как ослы. Очень большие плакаты для фасада кинотеатра рисовали за два дня, работая по ночам. Плата была ничтожной», — рассказывает художник. Тогдашняя цена была один ливанский фунт за лист (в этот период доллар стоил три ливанских фунта).

Плакаты могли быть настолько большими, что не помещались в мастерской в развернутом виде, в таких случаях художники брали длинный холст, который сворачивали в рулон по мере нанесения рисунка. Фанерные плакаты рисовались на нескольких досках, которые затем соединялись между собой.

Один из самых больших рисунков, который пришлось делать Кешишьяну, имел размер 50×60 метров. Это был плакат для театра Пикадилли к фильму 1967 года To Sir, with Love («Учителю с любовью»), где главную роль исполнил Сидни Пуатье – первый темнокожий актер, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль.

Плакат, который Кешишьян нарисовал к фильму «Камо грядеши» | middleeasteye.net

До 1968 года Кешишьян был лишь «художественным чернорабочим»: рисовал картины, которые подписывал своим именем и продавал владелец галереи. Только когда он открыл свою собственную студию в 1968 году, стал подписывать свои картины как «Зохраб».

Кешишьян создавал плакаты к фильмам, в которых снимались звезды арабского мира (Фатен Хамана, Махмуд Ясин, Рошди Абаза), а также к картинам с участием голливудских звезд, например, Грегори Пека и Ингрид Бергман. Художник, который не мог позволить себе покупку фотоаппарата, даже нанял фотографа, который снимал созданные им плакаты, красующиеся на здании Empire Cinema в Бейруте. Так, в его архиве есть подобная фотография, сделанная перед премьерой фильма «Голдфингер»: на фасаде кинотеатра его плакат, у входа собираются многочисленные гости.

День премьеры фильма «Голдфингер» в Бейруте. На фасаде – плакат, созданный Кешишьяном | middleeasteye.net

«Я рад, что у меня сохранились кое-какие фотографии тех лет. Это же история», — говорит Кешишьян.

Свой последний киноплакат Кешишьян нарисовал в 1972 году. После он устроил выставку своих работ в бейрутском отеле «Бристоль». В 1975 году его пригласили в Венецию — создавать живописную работу для церкви, туда он уехал всего за несколько дней до начала Гражданской войны в Ливане.

Последний плакат, который Кешишьян нарисовал в 1972 году к фильму «Ослиная шкура» | middleeasteye.net

Абу Жауд говорит, что для него очень важно знакомство с людьми вроде Кешишьяна, причастными к истории арабского кино. Ведь сам он потратил десятилетия на то, чтобы собрать по кусочкам его историю, объездил много стран, разыскивая старые плакаты. Он видит свою задачу в том, чтобы рассказать современникам, особенно молодому поколению, о тех достижениях, которыми славилось ливанское кино «золотого века». Сейчас выставка плакатов из его собрания проходит в Бейруте, однако Абу Жауд хочет показывать их по всей стране, а в будущем открыть культурный центр, где его архив будет доступен для публики.

Перевод (с сокращениями)
Анаит Багдасарян

Источник: middleeasteye.net

Зохраб Кешишьян — художник, который «рисовал» арабское кино