Кекавмен — армянин на службе византийского императора
Согласно календарю «Вокруг света армянского», 29 ноября — необычный день в истории. Считается, и это указано в историографии, что в 1062 году византийский полководец и писатель Кекавмен, армянин по происхождению, преподнёс в дар базелевсу свой трактат «Стратегикон».
Напомним, что «базелевсами» или «василевсами» называли византийских императоров. Вероятнее всего, литературный труд был вручён Кекавменом императору Михаилу VII Дуке (1050–1090), прозванному Парапинак и известному тем, что в период его правления турки захватили большую часть Византийской Анатолии. Ознакомился ли со «Стратигиконом» император и принял ли к сведению данные ему Кекавменом советы — об этом история умалчивает.
Что из себя представлял «Стратегикон»? Первоначально считалось, что этот труд — руководство по военному искусству. Однако в прологе произведения, добавленном последующими поколениями редакторов, указано, что название «Стратегикон» не вполне соответствует приписываемому содержанию. Таким образом, мнение, что произведение описывает тактику ведения войны, ошибочно.
Композиционно, трактат состоит из шести частей и содержит так называемые «советы». Тематическое разнообразие делает произведение неоднородным по жанру — кроме обращения к императору, трактат содержит также и поучения о ведении домашнего хозяйства.
«Советы по службе», собственно «Стратегикон», «Домострой», «О правилах поведения в случае мятежа», «Советы василевсу» и «Советы топарху» — вот части трактата. Считается, что Кекавмен адресовал эти советы людям, занимающим привилегированное положение в византийском обществе. Не все исследователи с этим согласны. Некоторые считают, что наиболее подходящей аудиторией этих сборников было подрастающее поколение, нуждающееся в назиданиях. Кстати, «советы» были хорошо известны и на Руси. В этом жанре, например, написано «Поучение» Владимира Мономаха, например. Об этом сообщает Православная энциклопедия.
О трактате. Произведение Кекавмена сохранилось в единственном списке, созданном в византийском Трапезунде в XIV веке. Рукопись принадлежала некоей женщине, близко связанной c династией Великих Комнинов, а позднее попала на Афон в Иверский монастырь, где в свою очередь в 1654 году была приобретена Арсением Сухановым и привезена в Москву, где хранилась в Патриаршей библиотеке. Состояние текста позволяет утверждать, что он подвергся существенной (не всегда квалифицированной) редакторской правке: были добавлены оглавление, стихотворный пролог, запись о состоянии протографа (оригинала) и заметка о падении Константинополя в 1204 году. Деление текста на части и параграфы, их заголовки и нумерация, а также заглавие всего сочинения добавлялись в несколько этапов редакторами — они не соответствовали первоначальному авторскому замыслу. Трактат впервые был опубликован в 1896 году.
Личность Кекавмена. Биографические сведения есть только в его сочинениях. Об этом написано в pravenc.ru. Он происходил из армянского рода, его предки перешли на службу Византии в конце X века. Они владели имением в Лариссе (Фессалия). Мать Кекавмена была болгаркой. Писатель родился около 1020–1024 гг. в Лариссе. Он стал полководцем. Летом 1041 года он участвовал в подавлении восстания Петра Деляна, был очевидцем свержения императора Михаила V (21 апр. 1042), а между 1042 и 1075 гг. занимал некую должность в Элладе. Вероятно, в конце жизни Кекавмен оставил службу и посвятил себя литературной деятельности.
Произведение Кекавмена является ценнейшим источником сведений о культуре византийского общества XI века. В нем отразились религиозные, этические, общественно-политические взгляды автора. Он отражает мнение среды, в которой существует. В центре жизни, по мнению Кекавмена, находится семья, которую необходимо защищать от враждебного внешнего мира. Он критически отзывался о политике императоров середины XI века, как недостаточно опиравшихся на военную аристократию. Автор трактата ценил независимость от императорской власти. Кекавмен не отождествлял родовитость и личные достоинства человека, выдвигая на первый план не происхождение, а положение человека в государственной иерархии, как отражение его личных способностей — эта его идея близка к понятию «репутация». Автор трактата, судя по высказываниям о «божественном всеведении», был весьма религиозен, но несведущ в богословии, так как Писание воспринимал, в основном, как источник практических советов. В то же время он считал необходимым ежедневно посещать церковные службы, полагая, что участие в Литургии поддерживает земное существование человека и делает его «рабом в доме Божием». Бог в рассуждениях автора постоянно присутствует как некая «вершина миропорядка», а император является «богом» на земле.
Кекавмен, по мнению исследователей, не был выдающимся интеллектуалом, но владел основами риторики и высоко ценил образование. В качестве источников для написания своих текстов он использовал военные трактаты («Тактика» императора Льва VI Мудрого), исторические труды (сочинения Прокопия Кесарийского). Из творений отцов Церкви Кекавран упоминает сочинения святого Григория Богослова и преподорбного Иоанна Дамаскина. Знаком был Кекавмен и с историческими произведениями античных авторов — Иосифа Флавия и Диона Кассия.
В советское время трактат Кекавмена издавался под названием «Советы и рассказы».
Источник: Православная энциклопедия
Обложка: ruicon.ru