Карина Гондагсазян: «Артисту требуются детские качества — верность и искренность»

Карина Гондагсазян: «Артисту требуются детские качества — верность и искренность»

Актриса Карина Гондагсазян дебютировала в кино с картиной «Правдивая история. Тегеран-43» (2010, реж. Владимир Нахабцев мл.), причем сразу в главной роли — легендарной советской разведчицы Гоар Вартанян. В интервью Армянскому музею Москвы Карина рассказала о первых съемках в Ереване и изучении языка прямо на съемочной площадке, а также о роли мечты.

Карина Гондагсазян. Фото: Армянский музей Москвы

— Актерская профессия — одна из самых сложных. На ваш взгляд, какие качества необходимы настоящему актеру?

— Наверное, просто вера, как у детей. Артисту требуются детские качества — верность и искренность.

— Вы играли не только в кино, но и в театре, в том числе в театре-студии М.Л. Фейгина. Сцена — это открытая платформа, требующая большой эмоциональной отдачи. Что для вас стоит на первом месте: кино или театр?

— Для меня важно и то, и другое. Мой интерес к театру зависит от режиссера, ведь это такая большая семья и тонкие отношения. А кино — это что-то более легкое: всегда в разных компаниях, в другой атмосфере. Кинематограф сейчас меня очень вдохновляет, и мне бы хотелось выразить себя именно в этой сфере, пока я молодая.

Я участвовала в спектаклях не только у Михаила Леонидовича Фейгина. Это замечательный, между прочим, режиссер, выпускник ГИТИСа, ученик еще одного известного режиссера Андрея Александровича Гончарова. Фейгин — прекрасный педагог, преподает в ГИТИСе. Он смог организовать молодежную театральную студию, где собрал ребят — и всех воспитывал с душой, вне зависимости от национальности. Я туда попала случайным образом, и жизнь обрела смысл: мне захотелось заниматься творчеством и актерской профессией. Именно благодаря театру и этому чудесному педагогу я стала расти. Не секрет, что актерская профессия, если ею правильно заниматься, развивает человеческую душу. Я поняла: хочу, чтобы в моей жизни так было всегда. Поэтому после пошла в польский театр имени Романа Виктюка, созданный его учениками, и провела там около двух с половиной лет. Затем был театральный институт. Ну а сейчас — кино.

— Поддерживаете ли вы дружеские отношения с коллегами?

— Я в хороших отношениях со всеми педагогами. Периодически созваниваюсь с ними, встречаюсь. С ребятами нет. Каждый занимается своим делом. Мы видимся на спектаклях, других мероприятиях, но кроме этого точек соприкосновения нет. Конечно, у меня есть дорогие мне друзья в актерской профессии, но нельзя сказать, что их много.

— Артисты не только сами снимаются, но и любят смотреть кино. Есть ли у вас любимый фильм или актер?

— Один из моих любимых фильмов — «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова. Подробно не буду о нем говорить: кому интересно, тот посмотрит. Также «В джазе только девушки» Билли Уайлдера. Еще мне очень нравятся французский режиссер артхаусного кино Лео Каракс [настоящее имя — Алекс Дюпон. — Прим. ред.] и южнокорейский автор Ким Ки Дук. И, само собой, творчество Сергея Параджанова и Андрея Тарковского. Могу назвать еще много имен. Вообще я люблю комедийные фильмы с Пьером Ришаром и Жераром Депардье: во время просмотра я радуюсь и отдыхаю.

— Есть такое утверждение, правда, не знаю, насколько оно верно: роль влияет на личность и на психику человека. Вашей же отправной точкой в кинематографе стал фильм «Правдивая история. Тегеран-43», где вы сыграли роль разведчицы Гоар Вартанян. Удалось ли вам найти разведчицу в себе?

— В период съемок я была довольно юной, и в принципе от меня не требовалось ничего особенного: надо было очень мило и по-доброму существовать. Но вообще во мне все эти качества есть. Можно сказать, разведчицу я в себе нашла, точнее, меня нашли — такую, какой должна быть героиня.

Героями документально-художественного фильма «Правдивая история. Тегеран-43» (2010, реж. Владимир Нахабцев мл.), созданного в сотрудничестве со Службой внешней разведки России, стали Геворк и Гоар Вартаняны — уникальная супружеская пара нелегалов, до сих пор считающаяся самой результативной в современной разведке. За несколько десятилетий работы они не допустили ни единого провала. Во многом благодаря им в 1943 году в Тегеране удалось предотвратить покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля. Это единственная «страница» их агентурной деятельности, о которой пока можно говорить открыто. Постер фильма: kinopoisk.ru

— Какую из своих ролей вы считаете наиболее яркой?

— Роль Майи Пегливановой в «Молодой Гвардии». Это сериал из десяти эпизодов, который шел на Первом канале в 2015 году. Я сыграла роль второго плана и считаю, что довольно хорошо выразила себя в ней. Пока что в актерском плане это мое высшее проявление. Будем двигаться дальше.

— Есть ли такая роль, которую вы бы хотели сыграть в будущем?

Я думала об этом. Недавно ушла из жизни украинский режиссер Кира Муратова. Она завещала, чтобы о ней фильмы не снимали, но как человек искусства она очень интересна. Наверное, мне хотелось бы сыграть именно этот образ творческой женщины, которая занимается своим делом.

— Может быть, вы уже пробовали себя в качестве сценариста или режиссера?

— Периодически пытаюсь что-то написать как сценарист, но пока мне не хватает на это терпения. Режиссура — это прекрасно и очень интересно. Я даже думаю о том, чтобы пойти учиться, да и небольшой опыт у меня был. В творческих вузах России преподают педагоги, которые вкладывают силы в молодых ребят так, что те впитывают в себя режиссерское видение и далее могут развиваться в этом направлении.

— О чем вы хотели бы снять фильм?

Что-то о культуре и духовно-религиозном ощущении людей. Такой симбиоз.

Карина Гондагсазян на съемках фильма «Правдивая история. Тегеран-43». Фото: ruskino.ru

— А напрямую связанные с Арменией работы у вас были?

— Да, полнометражный фильм «Армен и я» с Сосом Джанибекяном в главной роли. Там снимались многие известные армянские актеры, в том числе Микаэл Арамян. Премьера состоялась в Ереване в 2018 году, 8 марта в кинотеатре «Москва». Фильм шел в Армении два или три месяца. Было приятно, что меня пригласили: целый месяц жила в Ереване, снималась на армянском языке. Утвердили меня в экстренном порядке режиссер Максим Айрапетов и продюсер Надежда Петрова, сказав: «Карина, вы нам очень подходите, но съемки начинаются через пять дней и надо будет говорить на армянском языке, вы справитесь?». Я ответила «да». Приехав в Армению, я учила язык на слух, мне помогала вся съемочная группа. Также я ходила в Театр оперы и балета в Ереване, чтобы приобщиться к этой культуре и сыграть роль хореографа. Было очень приятно и интересно.

— Планируются ли у вас проекты, связанные с Арменией, в дальнейшем?

— Я была бы рада, но пока нет. Будем ориентироваться по обстоятельствам.

— Поговорим об Армении вне кинематографа. Когда вы в последний раз там были и что вообще для вас значит Армения?

— Мой дедушка ­родом из Шуши. Прадедушка, инженер-строитель, окончил институт в Санкт-Петербурге, а затем был архитектором города Шуши. В 1913 году их семья переехала в Москву из-за начала боевых действий. Так получилось, что до сознательного возраста я не была в Армении, и поехала туда самостоятельно в 2007 году с подругой. Была в Музее Параджанова. Позже побывала в Арцахе, в разных культурных местах. Впечатление, конечно, колоссальное.

— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям и народу Армении?

— Народу Армении — терпения, мира и процветания. Чтобы под божьим покровом страна обрела благополучие. Я просто хочу, чтобы Армения развивалась, в культурном плане в том числе. У нас очень много талантливых и трудолюбивых людей.

Беседовал Арсен Геворгян, специально для Армянского музея Москвы

Карина Гондагсазян: «Артисту требуются детские качества — верность и искренность»