Чудесная история спасения: легенды патеванского хачкара – самого древнего памятника Канакера
Хачкар Патевана в северо-восточном районе Еревана – священное место. Так считают местные жители, которые приходят к нему просить здоровья родным или благословления родить ребенка. С памятником связано несколько красивейших легенд и чудесных историй спасения, которыми с журналистами поделилась коренная жительница Канакера.
Ереван издревле был окружен селами-спутниками, со временем вошедших в черту города. На северо-востоке столицы находится район Канакер, который до 1961 года был отдельным, совершенно самобытным селом. История Канакера – очень древняя и богатая, хотя многое, к сожалению, до сих пор остается тайной.
В северо-восточной части села были обнаружены руины из гладко тесаных камней, которые местные называли Дарпас, что означает «ворота». Месроп Смбатянц предполагал, что эти остатки стен когда-то составляли часть дворца ишхана Канана, который, по одной из гипотез, и основал Канакер. В южной части села находилось кладбище, от которого остался лишь хачкар Патевана с надписью 1265 года. Камень, с которым связано множество легенд, можно найти по левую сторону улицы Закариа Канакерци.
Хачкар XIII века – самый древний памятник Канакера, куда люди, в том числе и высокопоставленные лица, приходят с молитвами в любое время года. Местные верят, что это священное место исцеляет от болезней. Среди них, кстати, патеванский хачкар известен под названием Аменапркич.
«Есть люди, которые приходят и говорят: "Это мой хачкар, он исцелил меня, спас"», – поделилась с журналистами женщина, торговавшая свечами. Однако больше о загадочном памятнике ей рассказать не удалось. Местная жительница упомянула, что по легенде, камень установили в честь одного врача. Чтобы корреспондентам удалось узнать больше, она предоставила возможность им пообщаться со своей знакомой – коренной жительницей Канакера.
Вардануш Ованнисян, которую все просто называют Сируш, рассказала о чудесном спасении своего сына: «Свекровь моя говорила, что Канакерци был могущественным святым. Посмотри на эти деревья, посадили их в честь моих четырех детей». Однажды Сируш приснился сон: она стояла у хачкара, когда загорелись четыре источника света. Утром ее сына забрали в больницу. Несмотря на тяжелое состояние ребенка, женщина оставалась совершенно спокойной: «Я говорила, что мой ребенок будет спасен, все четыре света моих четырех детей зажглись». Так и случилось – мальчика вылечили.
В советские времена «врата церкви закрылись», но с началом карабахского движения этот «замок» был сломан. В те годы у хачкара часто можно было встретить женихов и невест, приходивших за благословением.
Легенд о возникновении этого памятника несколько. Одну из них журналистам поведала Сируш: «Свекровь моей свекрови, бабушка Джаваир, 1869 года рождения. Она рассказывала мне, что Петеван был очень известным врачом, он помог многим, после смерти в 1265 году, на его могиле и могиле его дочери воздвигли этот хачкар, это место стало местом паломничества».
Достоверной информации об этом враче-чудотворце, к сожалению, нет. По одной из версий, вторгшись в Армению, некий тиран-завоеватель захватил в плен местных жителей, среди которых был доктор по имени Арам. Однажды захватчик тяжело заболел, по легенде, чумой. Врач пообещал вылечить его, но при условии, что все 15 тысяч пленных будут свободны. Араму это удалось, и завоеватель выполнил свое обещание. Однако по дороге на родину доктор умер, и местные в знак признательности установили на его могиле хачкар.
Почему памятник называется Патеван – неизвестно. Одни говорят, что это имя доктора, другие – имя владельца сада, который был разбит в том месте. Надпись на хачкаре гласит, что Петеван со своей женой воздвигли его в 1265 году в память о своем сыне и других мальчиках. Но кем был этот человек, по-прежнему остается загадкой.
«Закария Канакерци пишет, что в июне 1600-х годов произошло мощное землетрясение. В то время дома строили из земли, землетрясение все разрушило, все дома и постройки, а также две сельские церкви, только этот хачкар остался стоять», – добавила Сируш. Речь идет о землетрясении 4 июня 1679 года, когда Канакер был полностью разрушен, и только в селе погибло более 1200 человек. Уцелел лишь хачкар.
Подготовлено по материалам: Бегларян Г. Ереван знакомый – незнакомый. Канакер / «Пятница» №7, 19 мая 2017 г., Sputnik Армения
Фото обложки: armeniasputnik.am