Как Саркис Хачатурян реставрировал фрески эпохи Сефевидов в Исфахане
Удивительный художник, чья судьба была связана с Востоком. Активная жизнь, наполненная экзотическими приключениями, крупными международными заказами бесценной исторической значимости и вдохновенным трудом в самых разных странах — от Ирана и Сирии до Цейлона и Индии. Всё это о нём.
В 1915 году Саркис Хачатурян уехал в Персию, а затем в Армению. В 1916-м он участвовал в создании «Ассоциации художников Армении» в Тифлисе.
В самой Армении Хачатурян провёл мало времени, но, как истинный сын своего народа, гордо нёс своё имя и свой армянский код на протяжении всей жизни. «В Армении — и Западной, и Восточной — он прожил меньшую долю своей бурной творческой жизни, но сам всегда считал себя истинно армянским художником», — сказано в каталоге выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». [На выставке 2017 года в Москве в Музее русского импрессионизма были представлены несколько работ Саркиса Хачатуряна европейского цикла, написанные в стиле близком к фовизму. — Прим. ред.].
Он стал широко известен только в тридцатые годы, когда был приглашён на свой первый крупный реставрационный проект в иранском Исфахане. Правительство Ирана предложило мастеру реконструировать фрески эпохи Сефевидов и снять с них копии. Труд был колоссален, но результат, которого добился Хачатурян, оказался столь удачным, что после завершения иранской реставрации его сразу же позвали в Индию — делать копии уникальных фресковых изображений в знаменитом пещерном храме буддистов Аджанта.
Следующей точкой на древневосточном маршруте Хачатуряна стали пещеры Сигирии на острове Цейлон. Там Хачатурян тоже занимался копиями стенописей. В своё время святилища Сигирии считались наиболее масштабной пещерной «картинной галереей» Востока из сохранившихся в мире. Часть росписей Сигирии в XX веке была утрачена, поэтому сделанные Хачатуряном копии — уникальное свидетельство былого величия, настоящий исторический документ, тщательно изучаемый современными специалистами.
Ещё одна известная работа Хачатуряна, посвящённая Востоку, — иллюстрации к поэме «Рубайят» Омара Хайяма. Мастер выполнил их, ориентируясь на лучшие образцы персидской миниатюры. Нежные цвета, извилистые и гибкие позы героев, уединенная атмосфера и очевидные детали пейзажей — классическая персидская школа в этих работах легко узнаваема. Хачатурян цитирует даже движение травы, согнувшейся от дуновения ветра.
Сам художник пережил весьма трагические времена в Константинополе. В 1914–1915 годах он чудом спасся от турецких молодчиков. Геноцид армян — одна из главных тем в творчестве мастера. Известно несколько десятков работ Хачатуряна, посвящённых этой непростой теме. Но об этом цикле работ в следующем, более подробном рассказе Армянского музея Москвы.
Справка
Саркис Хачатурян родился в 1886 году в турецкой Малатии. Начальное образование получил в Армянском евангелическом колледже Малатии. С 1902-го по 1908 год учился в училище в Эрзуруме, а в 1908-м уехал в Константинополь. В 1908–1911 годах проходил обучение в Академии изящных искусств в Риме. Окончил курс с золотой медалью.
После завершения высшей школы вернулся в Константинополь, где преподавал живопись в художественном колледже. В 1912–1914 годах учился в Национальной высшей школе декоративного искусства в Париже. Продолжил обучение в Женеве, а затем учился в Мюнхене и Вене. 1914–1918 годы Хачатурян провёл на Кавказе, побывав в Батуми, Ессентуках, Тифлисе, Ереване, Дилижане, Иджеване и других городах Грузии и Армении.
Умер в 1947 году в Париже. В 1977-м урна с прахом художника перенесена из Франции в Ереван и покоится в Пантеоне имени Комитаса.
Источники: ru.hayazg.info; askart.com
При создании публикации использовались материалы каталога выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа», издание Музея русского импрессионизма, 2017 год.
Обложка: kitabhona.org.ua