Джраарсы: чем армянские русалки отличаются от славянских и греческих. Представители водной стихии у разных народов
Русалки, сирены, ундины — легенды о загадочных красавицах, живущих в воде, или девушках с рыбьим хвостом существуют едва ли не у каждого народа, причем сейчас установить происхождение этих поверий довольно непросто. Есть такие существа и в армянской мифологии — джраарсы. Чем армянские русалки отличаются от славянских? Что общего у них с древнегреческими нимфами и сиренами? И связаны ли джраарсы с шумеро-аккадской мифологией? Магистр АГПУ имени Хачатура Абовяна Корюн Оганян провел глубокий анализ образа армянской русалки и ответил на все эти вопросы в своем новом исследовании, которым поделился с Армянским музеем Москвы.
Джраарс (арм. Ջրահարս, буквально — «водяная невеста») в армянской мифологии — дух воды, русалка.
Армянская русалка — это таинственная морская девушка или женщина с рыбьим хвостом, которая живет под водой. Джраарсы обладают необыкновенно красивыми волосами, похожими на водоросли или морскую тину. Внешне от классической ундины-русалки практически ничем не отличаются, однако связь с морской стихией более тесная: она прослеживается даже в имени — «невеста воды».
Согласно армянским преданиям, джраарсы жили в морях, реках и озерах (Ван, Севан). Также армянские русалки спокойно сосуществовали среди сонма морских богов, духов и вишапов (армянских драконов). Стоит отметить, что джраарсы могли иметь и рыбью голову. По преданию, они искали себе мужей среди земных мужчин, которых одаривали всевозможными богатствами, лишь бы те навсегда остались с ними в море или реке.
Этимология названия на армянском языке:
Ջրահարս՝ ջրային հավերժահարս: Հոմանիշներն են՝ ծովահարս, ջրանույշ, ջրանուշ, ընձանուշ, նայադ, նայադուհի, փերի, ջրի աղջիկ, ջրալք, ալք, ալենույշ:
Յաւերժահարս ՝ լեռներու, ջուրերու, անտառներու պարիկ:
Ջրահարս ՝ ջուրի պարիկ, յաւերժահարս:
Армянские русалки и греческие нимфы: сходства и различия
Нереиды (др.-греч. Νηρηίδες) — в древнегреческой мифологии морские божества, нимфы, дочери бога Нерея и океаниды Дориды. Они часто сопровождают Посейдона, бога моря, и могут быть дружелюбными и полезными морякам.
На чернофигурных греческих вазах они появляются полностью одетыми, например, на коринфской гидре (VI в. до н.э., Париж), где стоят возле носилок Ахиллеса. На более поздних изображениях нереиды предстают полностью или частично обнаженными, верхом на дельфинах, морских коньках или других морских существах и часто вместе с тритонами. Они появляются также на римских фресках и саркофагах. На этрусской бронзовой цисте из Палестрины изображены крылатые нереиды.
Нереиды и джраарсы внешне не особо схожи: так, у древнегреческих нимф внешность антропоморфная, кроме того, их изображают даже с крыльями. В самом названии, в отличие от армянского, так же нет отсылки к морю: Νηρηΐδες — по сути отчество, описывающее божеств как дочерей Нерея, а имя одной из нереид Немертеда, или Ниметрис (Νημερτές) буквально означает «безошибочный».
При этом небольшое сходство все-таки есть: и нереиды, и джраарсы — социальные существа, которые живут в больших группах.
Наяды в греческой мифологии представляют собой тип женского духа или нимфы, которая правит фонтанами, колодцами, родниками, ручьями и другими водоемами с пресной водой. Они отличаются от речных богов и более древних духов, населявших тихие воды болот, прудов и озер-лагун. Греческое слово ναϊάς (nāïás, произносится [naːiás]), множественное число — ναϊάδες (nāïádes, [naːiádes]) происходит от νάειν (náein), что означает «течь», или νᾶμα (nâma) — «текущая вода».
Наяды считались покровительницами определенного водного объекта, его душой и воплощением. Родственны другим водным нимфам — нереидам и океанидам.
Древние греки верили, что наяды долговечны, однако не бессмертны. Связанные с реками, ручьями и озерами, нимфы умирали, если их источник — дом — пересыхал.
Изображались наяды в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек с распущенными волосами, с убором из венков и цветов, рядом со своими водными источниками.
Наяды, так же как и нереиды, далеки от армянских русалок. Это антропоморфные социальные существа, привязанные к определенному объекту — к пресноводному источнику, их жизненный цикл ограничен. Армянские русалки же живут как в пресной воде, так и в соленой, и не привязаны ни к какому объекту. Сходство, как и с нереидами, заключается лишь в их социальной природе.
Океаниды — еще одни древнегреческие нимфы, дочери Океана и Тефиды. Их классифицировать труднее, так как океаниды не ограничивались конкретной функцией, которая, к тому же, могла быть вообще не связана с водой.
Хотя большинство нимф считались второстепенными божествами, многие океаниды стали значительными фигурами в древнегреческой мифологии. Так, Метида, олицетворение разума, была матерью Афины и первой женой Зевса, которую он впоследствии проглотил; Стикс (согласно Гесиоду, старшая и самая важная океанида) была также олицетворением большой реки Стикс — реки подземного мира; некоторые, такие как Европа и Азия, кажутся связанными с участками земли, а не с водой. Океаниды также отвечали за присмотр за молодняком. Подобно Метиде, они могли быть женами или любовницами богов и матерями многих других богов и богинь.
Моряки обычно почитали океанид, посвящали им молитвы, возлияния и жертвоприношения. К ним обращались с просьбами защитить моряков от штормов и других морских опасностей.
Таким образом, океаниды обладали более высоким статусом, чем нереиды, наяды и другие нимфы. Они выполняли множество важных функций и были практически наравне с богами. Однако с армянскими русалками, помимо связи с водной стихией, не имели ничего общего.
Нимфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — «невесты») — божества природы в древнегреческой мифологии, девушки, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления. Каждая нимфа — это покровительница определенного объекта или явления природы, его душа и воплощение.
В отличие от греческих богинь, нимфы считаются олицетворением природы и обычно привязаны к определенному месту или рельефу, зачастую изображаются в виде прекрасных девушек. Они не обязательно были бессмертными, но жили намного дольше людей. Греческое слово nýmphē означает «молодая женщина», «невеста», «молодая жена».
Следует обратить внимание на нимфу Фоосу (др.-греч. Θόωσα, Thoōsa). В древнегреческой мифологии она — морская нимфа, мать циклопа Полифема, рожденного ею от бога Посейдона. Фооса, вероятно, представлялась женщиной, похожей на русалку, с хвостом рыбы-змеи вместо ног. Две ее сестры обладали схожей внешностью — чудовищная русалка Скилла (Syclla) и нимфа-змея Ехидна (Echidna).
Однако Фаоса — существо хтоническое, поэтому считать ее полноценной русалкой не было бы корретно.
Так, существует сходство в этимологии слов «джраарс» («водяная невеста») и «нимфа» («молодая женщина», «невеста»). Кроме того, и нимфы, и армянские русалки — существа социальные. Отметим и следующее: армяне называли нимф вечными невестами (հավերժահարս), и русалок приравнивали к нимфам, называя водяными невестами. Нимфы олицетворяли природные силы, имели непосредственную связь с природой, рождались и умирали, могли вести обычный человеческий образ жизни. В отличие от армянских русалок, нимфы не стремились вступать в контакт или романтические отношения с людьми, хотя часто в них влюблялись. Джраарсы жили в воде, ничему не покровительствовали, не перемещались дальше скал и прибрежных камней, их окружали водные существа, и, в отличие от нимф, наяд, нереид и океанид, армянские русалки могли менять внешность — человеческую голову на рыбью. Кроме того, у них была цель — найти мужа. Из этого следует, что все джраарсы были женщинами, которые могли вступать в контакт с мужчинами-людьми.
Иные духи природы, по мнению некоторых демонологов, — суккубы (от лат. succuba — «любовница», демон похоти и разврата). В справочнике по оккультной и церемониальной магии «The Magus, or Celestial Intelligencer» 1801 года оккультиста Фрэнсиса Барретта сказано: «Когда лесные нимфы и фавны увидели, что красотой они превосходят других духов, они стали производить потомство и, наконец, начали вступать в брак с мужчинами, воображая, что с помощью подобных сношений они обретут бессмертную душу для себя и своих потомков».
И действительно, при изучении мифов и фольклора разных народов нельзя не заметить, что истории об отношениях человека с духами природы (эльфами, нимфами, феями и т.д.) довольно распространены. В дохристианскую эпоху считалось, что род мог гордиться, если в его генеалогическом дереве числился какой-либо дух (обычно женщина) в качестве предка.
Возможно, и у армянских русалок был схожий мотив с тем, что описал Барретт в своем справочнике.
Рыба в сирийской, шумеро-аккадской и египетской мифологии
Джраарсы — полиморфные существа (то есть сочетающие в своем облике черты разных существ), обладающие териантропей (способностью менять облик). Каждая форма армянской русалки — человеческая и животная — символизирует личность каждого существа. Так, рыбий хвост вместо ног указывает на связь с водной стихией (у кентавров, например, лошадиные ноги подчеркивают прочную связь с землей).
Встречаются также териоморфные изображения русалок — с рыбьими головами и хвостами. Их можно сравнить с полностью зооморфными образами египетских богов.
На Ближнем Востоке рыба была атрибутом сирийской богини любви и плодородия Атаргатис (Анаит, Иштар, Деркето, Астарта), сына которой звали Ихтис, что значит «рыба». При каждом ее храме находился пруд со священной рыбой. Часто это богиня изображалась в виде женщины с рыбьим хвостом. В мифах говорилось, что рыбий хвост появился у Атаргатис, когда она вместе со своим сыном бросилась в воды Евфрата, спасаясь от чудовища. В шумерском письме знак «рыба» выражал понятие «плодородие» и «размножение». Вавилонский бог Эа мог представать в виде человека-рыбы. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и способности целителя; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребенка. Оаннес, халдейский Спаситель, изображался с головой и телом рыбы и с человеческими руками и ногами. Он вышел из моря и научил людей письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию. И жрецы Эа и Оаннеса использовали рыбью кожу в качестве одеяний.
Оаннес (Оанн, У-Ан; на армянском — Հովհաննես) является ярким примером частичного териоморфного существа. По преданию шумеров, это герой с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедший из Персидского залива. Здесь прослеживается сходство с армянской русалкой, у которой так же есть рыбий хвост и голова.
Подобная богиня-рыба есть и в египетской мифологии — Хатмехит, «первая среди рыб». Ее священным животным была, конечно же, рыба. Изображалась Хатмехит в виде женщины с рыбой на голове; в поздний период ее сближают с Исидой, которую также изображали с рыбой на головном уборе.
Как уже было отмечено выше, в греческой мифологии армянские русалки не нашли своих «родственников». Аналогия прослеживается лишь в названии и социальной природе существ. Но если джраарсы искали себе мужей среди людей, то греческие нимфы не ставили перед собой такой цели. Вспомним отказ прекрасной Дафны, которую преследовал Аполлон. Нимфа дала обет безбрачия и, желая сохранить целомудрие, попросила изменить ее облик и была превращена в лавровое дерево, которое впоследствии стало священным деревом Аполлона.
Что общего у славянских и армянских русалок
В славянском фольклоре русалки — это типично женские водные духи или существа, часто злобные по отношению к людям и ассоциирующееся с водой. Фольклористы предполагают различное происхождение этого мифического существа, в том числе и то, что русалка может происходить из славянского язычества, где они, возможно, считались доброжелательными духами.
Этимология имени:
от слова «русло», поскольку в качестве места обитания русалки предпочитали любые водоемы, но чаще всего — русла рек;
от слова «русый» — по некоторым поверьям, у русалок волосы были русого цвета;
от слова «роса» — ею русалки умывались;
от названия праздника Русалии — поминальных дней у славян;
возможно происхождение от названий рек Русь и Рось.
Согласно одной из теорий, термин «русалка» происходит от слова «русалия», которое вошло в славянские языки через византийское греческое «русалиа» (ср. греч. ῥουσάλια), от латинского Rosālia как название Пятидесятницы. Давние, вероятно, дохристианские ежегодные традиции привели к тому, что это время года стало ассоциироваться с духами (навками, мавками), которые впоследствии были названы в честь праздника.
В одних преданиях говорится, что русалки не могли находиться вдалеке от воды, а в некоторых художественных произведениях русалки и вовсе не привязаны к воде. Также существуют истории о русалках, которые могли сидеть на деревьях и петь песни, проходить время на причалах и в полях. Однако здесь особенность заключалась в том, что происходило это лишь в определенные периоды года, обычно летом в Русальную неделю.
Славянские русалки различаются в зависимости от региона, но в большинстве сказок они жили без мужчин. В Украине их часто связывали с водой. В Беларуси — с лесом и полем. Обычно русалок изображали красивыми обнаженными девушками, но в некоторых местах их представляли отвратительными и волосатыми. Они могли защекотать мужчин до смерти. По некоторым русским поверьям, русалки имели вид очень бледных девушек с зелеными волосами и длинными руками. Согласно другим, это были обнаженные девушки со светло-каштановыми волосами.
В народе верили, что русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе), на которых любят раскачиваться как ночью, так и днем.
В Польше и Чехии водные русалки считались молодыми и светловолосыми, а лесные — более зрелыми и с темными волосами. При этом, если увидеть русалок вблизи, то лица и тех, и других искажались, а волосы зеленели. Они убивали своих жертв, щекоча до смерти или заставляя участвовать в неистовом танце.
По мнению фольклориста Игнатия Ягича, вследствие сближения со словом «русло» русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо. А этнограф Дмитрий Зеленин считал, что определенного образа русалки нет.
Наиболее характерные для всех черты — это любовь к музыке, пению и танцам, способность к оборотничеству, прорицанию, знахарству и колдовству, вредоносность как черта нечистой силы. Наибольшей злокозненностью отличается польская богинка. Она же является единственной, не связанной напрямую с растительностью и воздействием на урожайность.
Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки. Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Можно предположить, что славянские русалки имели схожую природу с наядами, дриадами и нимфами.
Таким образом, в славянской мифологии рыбьего хвоста у русалок не было. Эти существа были человекоподобными и обладали привычными ногами, всегда голыми. Важно подчеркнуть, что русалки — это утопленницы. Более того, некоторые народы считали, что русалка на самом деле — душа девушки, которая бросилась в воду из-за неразделенной любви. Стать русалкой могла только девушка, причем чаще всего юная дева.
Очевидно, что славянская русалка отличалась от армянской джраарс. Основные черты славянской русалки:
более агрессивный характер;
признаки демонических натур: оборотничество (нет аналогии со способностью менять внешний образ головы, как у армянских русалок), прорицание, колдовство и т.д.;
русалками становятся после какого-то несчастного случая: все, кто умер «неправильно» (если девушка утопилась по собственному желанию; если она не была крещеной; если мать топит свое новорожденное дитя);
опасны для живых, не могут быть погребены обычным способом и не достойны поминовения (именно такие покойники становятся русалками, кикиморами, упырями и различными мелкими демонами);
обладают привычками;
имеют некоторую схожесть с нимфами;
связаны не только с водной стихией, но и имеют влияние на флору.
Джраарсы лишены всех этих качеств. В армянской мифологии нет сведений о том, как становятся русалками и связано ли это с добровольным уходом из жизни. Славянские русалки полифункциональные, в отличие от армянских, они наделены человеческими качествами. В русалку превращались, русалкой не рождались: для славян «русалчество» — это проклятие, подобно оборотничеству.
Откуда у армянских русалок рыбий хвост
Вернемся к древнегреческой мифологии, в которой также описаны и сирены — демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя — птичьей. Они олицетворяли манящую, но коварную морскую гладь, под которой скрываются острые утесы и мели.
В послегомеровских сказаниях сирен представляли в образе или крылатых женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Однако в словарях XX-XXI веков под древнегреческой сиреной подразумевается исключительно женщина-птица.
В целом характерная форма полурыбы стала культовой в средневековый период, но на самом деле сохранились примеры и из классического, где сирена изображается в виде русалки. Сирены предстают как русалки или «тритонессы» в примерах, относящихся к III веку до нашей эры, включая изображение сирены, отпечатанное на глиняной чаше, найденной в Афинах. Аполлоний Родосский в Аргонавтике (III в. до н.э.) описал сирен в письменной форме как частично женщину и частично рыбу.
Первое известное литературное свидетельство о сирене как русалке появилось только в Средние века в англо-латинском каталоге «Liber Monstrorum» (VIII в.), где говорится, что сирены были «морскими девушками… с телом девицы, но с чешуйчатым рыбьим хвостом».
Можно предположить, что армянские русалки имели родственные связи с греческими послегомеровскими сиренами. Однако надо подчеркнуть, что сирены были злобными созданиями, которые губили моряков, а если моряки все же проходили их препятствия, то сирены уходили из жизни. Армянские русалки не преследовали моряков, не испытывали к ним враждебных чувств, а наоборот, пытались влюбить в себя человеческих мужчин, чтобы иметь потомство.
Морская дева (mermaid; морская муза, фараонка, морская сирена) — морское мифическое существо в легендах и мифах народов Европы, дева с рыбьим хвостом вместо ног, живущая в море. Мужской аналог — морской муж, русал (англ. merman). В восточнославянской мифологии морская дева — дочь Морского царя. На представление о русалках на Западе повлияли сирены из греческой мифологии.
В поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ морской девы слился с образом славянской русалки, которая по внешнему виду была похожа на человека и передвигалась на двух ногах.
Слово mermaid образовано от староанглийского слова mere («море») и maid («девушка» или «молодая женщина»). Существовал эквивалентный термин в древнеанглийском языке — merewif.
Ундина (от лат. unda — «волна») — мифологическое человекоподобное существо женского пола, связанное с водоемами, нивами и полями. Германо-скандинавский и прибалтийский аналог славянской русалки, персонаж низшей мифологии народов Европы.
Также есть ирландский аналог — мерроу — водяные и лесные шишиги. Большую часть времени проводят под водой, но ночью выходят на берег, где водят хороводы и поют песни.
Снова обратим внимание на этимологию: джраарс — водяная невеста, mermaid — морская девушка. Таким образом, можно предположить, что европейские морские девы более близки к армянским русалкам как происхождением имени, так и внешними признаками, хотя и являются более поздними трансформированными вариациями нимф.
Ранее уже упоминалось, что в некоторых мифологиях существовали и русалы. Наиболее известный из них — Тритон — древнегреческий бог моря, сын Посейдона и Амфитриты, тоже богов моря. Тритон жил со своими родителями в золотом дворце на дне моря. Позже его часто изображали с раковиной, в которую он дул, как в трубу.
Тритона обычно представляют в виде русала с верхней частью тела человека и хвостатой нижней частью тела рыбы. В какое-то время в греко-римскую эпоху тритон стал общим обозначением водяного в искусстве и литературе.
Древнегреческое морское божество Главк Морской (Главк Понтийский), так же как и Тритон, обладал рыбьим хвостом. Хвосты были и у ихтиокентавров (кентавры с передними ногами лошади и хвостом рыбы), однако эти существа появились гораздо позже.
Сравнивать Тритона с армянской русалкой бессмысленно, потому что хотя они и имеют схожие черты, сама концепция кардинально разная.
Джраарсы и армянская мифология
В начале исследования мы подметили, что у армянских русалок необычайно красивые волосы. В городе Джермук находится водопад, который носит название Волосы джраарса (Ջրահարսի վարսեր) как знак уважения и памяти.
Также мы указывали, что армянские русалки способны иметь и рыбьи головы. Немногочисленные морские божества или духи обладали способностью к перевоплощению. Одним из немногих, если не единственный, был Протей. Однако связь его с Морским царем остается неясной.
Протей — морское божество в древнегреческой мифологии, сын Посейдона и Геры. Обладал необыкновенной способностью к перевоплощению (метаморфозе), принимал любые обличья. Возможно, армянские русалки были дочерями Протея и переняли у него эту редкую для других русалок способность.
Однако древние армяне знали еще одно существо — Нэанг. В древней армянской мифологии нэанги были водными змееподобными (драконоподобными) чудовищами, представлявшимися как вредоносные духи. Так же как и вишапы, эти создания не имели конкретной формы и могли менять обличия, представляясь речными девами, тюленями или другой водной живностью. Нэанги могли заманить мужчину, приняв облик женщины, или превратиться в тюленя и затащить человека в воду, чтобы утопить его и выпить кровь. Как мы видим, нэанг является злобным демоническим существом-оборотнем с вампирской природой.
Нэанги личностны и бестелесны. Они – злые духи, которые обитали в определенных местах и усердно старались кому-нибудь навредить. Иногда они появлялись в реках в облике женщин (возможно, русалок). Иногда превращались в тюленей (phok) и, хватая плывущего за ноги, тащили его на дно потока, где, возможно, были их жилища, подобные тем, в каких обитали эльфы. Иоанн Златоуст (в армянском переводе) описывает дочь Ирода более кровожадной, чем «все нэанги моря».
В манускрипте о географии, которое приписывается Мовсесу Хоренаци, говорится о вампирской природе нэангов, которые используют существ под названием чарчашам (charchasham) для утоления своей похоти, а после пьют их кровь, пока те не умрут. По одним источникам, нэанг являлся хищным зверем, по другим — дэвом (духом). Автор отмечает, что их можно наблюдать в реках Арацани и в Евфрате.
Армянские переводчики Библии используют это слово в значении «крокодил» и «бегемот». Однако в армянской мифологии соединились в одном образе неизвестный речной монстр и мифическое существо. Слово «нэанг» использовалось в древней армянской литературе для всех водных (морских и речных) монстров. Армянские церковные переводчики часто вставляли нэангов в перевод того или иного религиозного документа в значении бегемота, крокодила или какого-нибудь мифического чудовища.
Таким образом, нэанги не могли быть родственны армянским русалкам, так как имели демоническую природу. Если джраарсы воплощали светлые стороны морской стихии, то нэанги — темные. Эти существа, возможно, вообще и не имели какого-то определенного образа, они персонифицировали темное морское дно, куда не попадали солнечные лучи. Способность к перевоплощению нужна была лишь для приманки, к тому же они выдавали себя за русалок. Это может говорить о развитом интеллекте нэангов, так как они понимали, что джраарсы искали себе мужей среди людей.
Одно из самых ранних изображений русалки пришло из сирийской мифологии. Сирийская богиня Дерсето была наполовину женщиной, наполовину рыбой и жила в озере древнейшего города Иераполис-Бамбайс. А в некоторых легендах Шотландии и Уэльса русалки дружили с людьми и даже вступали с ними в брак.
Подведем итоги. Армянские русалки имеют схожесть скорее с сиренами, а далее с морскими девами, нежели с нимфами, нереидами, наядами, океанидами. Джраарсы изначально имели рыбий хвост, что нельзя сказать о греческих, а далее европейских средневековых и славянских русалках, которые больше похожи на древнегреческих нимф.
Всех перечисленных водных существ можно разделить на следующие категории: сирены и джраарсы, полурыбы-полуженщины, нимфы (нереиды, наяды, океаниды, русалки, ундины) и антропоморфные существа.
Немаловажный факт: нимфы — второстепенные женские божества природы — никогда не изображались с рыбьими хвостами и не были связаны с сиренами — демоническими существами — тесными родственными узами. Ундины, русалки, морские девы изначально были антропоморфными созданиями, по аналогии с греческими нимфами, и лишь после принятия христианства произошло переосмысление образа. Способность армянских русалок менять облик может быть связана с Протеем, однако это только предположение. В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательными голосами. Можно предположить, что вместо волшебного голоса у армянских русалок были прекрасные волосы, которыми они и зачаровывали земных мужчин.
По мере исследования мы упомянули о том, что рыбий хвост у западных и славянских русалок появился после принятия христианства. В армянской действительности после принятия христианства функция нимф и русалок практически синкретизировалась: нимфы и русалки стали бесчисленными, с рождения мудрыми дочерями Ноя, которые покровительствовали новобрачным и бардам, оберегали дев и невест (со свадьбы до рождения первенца), заботились даже об их украшениях и омовении. Среди армян был распространен обычай два раза в год (весной и осенью) проводить в водах и банях обряды-торжества радости.
Хотя церковь и причисляла их к «чертям», культ русалок и нимф продлился до Средневековья.
Так, образ нимф и русалок полностью смешивается: появляются христианские мотивы, которые адаптируют и полностью изменяют изначальную концепцию, граница между образами становится прозрачной и малоощутимой, прослеживается транспарентность.
Образ армянской русалки после принятия христианства полностью пересматривается, поэтому этот этап в данное исследование не включен.
Джраарсы имеют более тесные родственные связи с сиренами, чем с нимфами, хотя с последними связаны этимологией имени. Они никогда не меняли внешний образ и не проявляли хтонический характер (как сирены). Изначально славянские русалки являлись скорее духами, чем существами, что нельзя сказать об армянских. А перевоплощение в русалку в славянской мифологии имеет причинно-следственный характер, это не образ как таковой, а проклятье. В представлении же древних армян, русалка — это полноценный образ, это существо, которое имеет водную природу.
Корюн Оганян, магистр АГПУ имени Хачатура Абовяна, специально для Армянского музея Москвы
Обложка: Александрина Махотина. Джраарс