Жорди Саваль: «Армения — это страна удивительной культуры и прекрасной музыки»
Выступивший 23 февраля в московском Зарядье музыкант и композитор Жорди Саваль признался в любви к культуре разных стран и привёл в пример Армению, которую назвал «страной прекрасной музыки».
Во время своего пребывания в Москве композитор пообщался с журналистами. Так, корреспондент еженедельника Коммерсант спросил Жорди Саваля: с какой основной идеей музыкант делает свои альбомы-посвящения историческим персонажам, историческим городам или даже целым регионам, таким как Турция и Армения?
Музыкант ответил: «Основная идея — в том, что музыка представляет душу каждой культуры и каждой цивилизации. Посмотрите на Стамбул — он столетиями был городом толерантности и диалога, где уживались мусульмане, православные христиане, иудеи. Не идеальным образом, может быть, но уживались. Посмотрите на Армению — это страна удивительной культуры и прекрасной музыки. Да, это не классика в нашем обычном европейском понимании, и тем не менее она тоже способна обращаться к нашей душе. Более того, она очень многое сообщает об истории народа, в том числе и о его страданиях. Тут то же самое, что и с кельтской музыкой или с сефардской музыкой, которой я тоже очень много занимался: это музыка, которая создавалась и исполнялась для того, чтобы сам народ мог выжить. В этом ее потенциал, ее сила, ее значимость и эмоциональная, и духовная. И в этом же ее необычайная важность для всего человечества».
Ответ Саваля — это слова человека, посвятившего всю свою жизнь реконструкции исторической музыки, ведь «музыкальный аутентизм», к которому себя причисляет композитор — ничто иное, как особое движение в музыкальном исполнительстве, которое ставит своей задачей точное воссоздание звучания музыки прошлого. Аутентичное, историческое исполнение музыки подразумевает глубокую осведомлённость исполнителя о практике и теории того периода и той страны, где и когда написана музыка.
Известно, что увлечение звуковой стороной армянской культуры у Жорди Саваля, являющегося представителем современного «аутентизма», вызвано многолетним творческим сотрудничеством с армянскими музыкантами. Тема Армении оказалась столь плодотворной для испанца, что в двухтысячные он даже записал альбом с армянскими музыкантами — «Армянская душа» [«Armenian Spirit»]. Создавая альбом «Душа Армении», Саваль глубоко погрузился в музыкальную историю страны.
Альбом был записан на возглавляемой Савалем испанской звукозаписывающей компании «Alia Vox», которая специализируется на записях старинной музыки разных эпох и стилей. Этот сборник есть в свободном доступе и на канале Ютьюб.
Жорди Саваль иногда собирается с коллегами по армянскому проекту и на разных площадках устраивает незабываемые проекты мирового уровня. Один из последних концертов с участием армянских музыкантов состоялся в 2015 году в Венеции на оперной сцене Феникса и был посвящён столетней памяти жертв Геноцида Османской империи 1915 года. В составе труппы «Hesperion XXI» тогда выступило четверо армянских музыканта — Арам Мовсесян, Георгий Минасян и Айк Сарикуюмджян и Гагик Мурадян. Были исполнены композиции Комитаса Вардапета (1869–1935), отрывки из творчества Саят-Новы и других армянских авторов, таких, как Гусан Ашот и Габриэль Еремян.
Обложка: google.com