Жизнь в одном кадре: выставка Артура Аристакисяна «Фотоувеличение». Репортаж

Жизнь в одном кадре: выставка Артура Аристакисяна «Фотоувеличение». Репортаж

В Центре Вознесенского проходит первая выставка создателя фильмов «Ладони» (1993) и «Место на земле» (2001) — Артура Аристакисяна. В экспозиции представлены работы режиссера, которые куратор Зоя Кошелева объединила в проект «Фотоувеличение». Концепция трендовая — о феминизме. В центре проекта — «образ женщины в „мужском“ мире с возможностью преодоления коллективных травм XX века».

«Баранко, кроткий баранко, кто не сопротивлялся злу, молись за нас», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

«Баранко, кроткий баранко, кто не сопротивлялся злу, молись за нас», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

Современное искусство — это всегда про субъективную оценку. Про «нравится или не нравится», «чувствую или не чувствую». Но еще лучше, когда на восприятие произведений влияет не только личный взгляд, но и сам художник. Тогда появляется диалог между зрителем и автором. Причем не обязательно соглашаться, но послушать и посмотреть, что выйдет из беседы, — всегда интересно. «Фотоувеличение» выстраивает именно такой невербальный диалог.

Зал I. «Невыносимая элегантность»

В первом зале встречают взгляды женщин, девушек и девочек, направленные на посетителей с черно-белых фотографий XX века. Образы сопровождаются цитатами Омара Хайяма и текстами Артура Аристакисяна, цель которых — поиграть с восприятием зрителей. 


«Парадокс фотографии заключается не столько в ограниченности выразительных средств, сколько в невозможности исчерпать бесконечное пространство зрительного опыта. Концептуально новый подход использования поэтического/прозаического текста как ключа к восприятию, своего рода провокация, способная сместить ракурс с восприятия и понимания»

Зоя Кошелева, киновед, куратор выставки 


«Невыносимая элегантность / Амстердам 1939 год (все три девушки погибли в немецком концлагере)», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

«Невыносимая элегантность / Амстердам 1939 год (все три девушки погибли в немецком концлагере)», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

На хлопковом полотне фотография трех совсем юных улыбающихся девушек в аккуратных пальто. Не верится, что через некоторое время они погибнут в концлагере. Фраза «невыносимая элегантность», добавленная Артуром Аристакисяном, отвлекает от суровой действительности, и, одновременно, подчеркивает горькое несоответствие созданного автором за счет текста образа, контрастирующего с реальным будущим героинь черно-белой фотографии.  

«Девушки-военнослужащие, взятые в плен под Харьковым, 1943. Не требуй завтрашнего дня, не оглядывайся на вчерашний день. Омар Хайям». Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

«Девушки-военнослужащие, взятые в плен под Харьковым, 1943. Не требуй завтрашнего дня, не оглядывайся на вчерашний день. Омар Хайям». Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская


«„Фотоувеличение“ — это пример того, как современное искусство находит способы реабилитации трагедии реальности, преодоления травмы, укорененной в коллективном подсознательном, в ситуации постпостмодернизма»

Зоя Кошелева, киновед, куратор проекта для «Афише Daily» 


Артур Аристакисян словно извлекает героинь на фотографиях из их исторического контекста и придает каждой роль человека вне истории, тем самым дарит шанс на новую жизнь.

Зал II. Вариации на тему матриархата

«Антигона. Власть девочки», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

«Антигона. Власть девочки», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

Во втором зале представлена киноработа в жанре мокьюментари — вымышленный документальный фильм. Создан он был специально для проекта режиссером Артемом Фирсановым и драматургом Валерием Печейкиным. Художники решили поразмышлять, каков был бы мир, если бы в нем царил матриархат, какое место занимали бы в нем мужчины и какую роль играли. Накладываемое лицо женщины на одного из диктаторов XX века и подобные быстро сменяющиеся между собой кадры создают гротескные образы и ярко иллюстрируют картину тотального матриархата, который оказывается не менее губительным, чем ничем не ограниченный патриархат. Играя с модной сейчас темой феминизма и немного высмеивая ее, авторы фильма приходят к выводу, что идеальная форма общественного строя — равенство, потому что при подавлении одних людей другими — свободы не существует, а человеку, вне зависимости от гендера, присуще насилие и невозможность договориться.

Зал III. Героини соцсетей

«Менины», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

«Менины», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

Третий зал выставки встречает крайне крупными, яркими и, на первый взгляд, безвкусными фотографиями. Изображенные на них нам точно незнакомы, но не удается отделаться от впечатления, словно мы где-то их встречали. А ведь и правда: в начале 2000-х в соцсетях «Одноклассники» или «ВКонтакте». Вот здесь девушка с пластмассовой короной в волосах, после или в процессе вечеринки, фотографируется на подоконнике в черном коротком платье и банками алкогольных напитков рядом. Женщина с мужчиной, сидящие на аляповатом диване, позируют перед объективом: она приобнимает мужчину левой рукой, а правой подставляет к его виску, скорее всего, игрушечный, черный пистолет. Оба героя фотографии улыбаются. Артур Аристакисян предлагает нам отодвинуть на второй план изначально всколыхнувшееся чувство отчуждения при виде этих образов и заглянуть глубже, по ту сторону фотографии. Тексты-фантазии художника о героях фотоизображений разворачиваются перед нами, словно фильм, и помогают увидеть за внешней эстетикой внутреннюю суть каждого из них.

«Люби меня», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

«Люби меня», Артур Аристакисян. Выставка «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

На выставке «Фотоувеличение» вы сможете познакомиться с героями работ Артура Аристакисяна и лучше узнать самих себя, столкнувшись, возможно, с незнакомыми ранее чувствами. Постарайтесь капитулировать перед волной рефлексии при входе в третий зал, поддайтесь нахлынувшим чувствам, и катарсис как обновление вам непременно гарантирован.

Проект продлится до 11 октября 2020 года — приходите. 

Журналист, искусствовед Алиса Поплавская специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована фотография с выставки «Фотоувеличение». Фото © Алиса Поплавская

Жизнь в одном кадре: выставка Артура Аристакисяна «Фотоувеличение». Репортаж