Художник Геноцида: памяти Жана Жансема
Жан Жансем — французский художник армянского происхождения. Его имя стало широко известно в Армении только в двухтысячных — уже после получения им признания во всём мире, хотя побывал он впервые на исторической родине ещё в семидесятых. А знают Жансема во всех уголках земного шара — от его фактической родины Франции до Страны восходящего солнца. Сейчас работы Жансема хранятся в главных галереях мира, а в японском Адзумино даже есть отдельный музей, названный именем живописца. Незадолго до кончины, а умер Жансем в 2013 году в возрасте 93 лет, он привёз в Армению 34 лучшие свои работы, которые вошли в собрание Музея Геноцида.
От младенца Ованеса к юноше Жану
Путь художника в искусство, так же, как жизненный, не был легким. Жан Жансем — творческий псевдоним мастера. Ованес Семерджян (так его звали на самом деле) появился на свет в селе Селеге, пригороде турецкой Бурсы, в армянской семье прядильщика шёлка. Политическая обстановка, сопутствовавшая приходу Ованеса в этот мир, не была благополучной. В 1920 году, когда родился будущий художник, армян, фактически, уже выжили с этой земли. Слишком хорошо людям запомнились 1915–1916 годы, которые позднее назовут Геноцидом. Ованес их тоже запомнит, впитав с молоком матери чувство тревоги за жизнь, что, в дальнейшем, неизбежно отразится в его творчестве.
После рождения сына Семерджяны отважились прожить в турецкой Селеге ещё два года, но под угрозой новых гонений на армян, в 1922 году семья под прикрытием отступающей греческой армии эмигрирует в Грецию.
«Я помню запах дыма… Спасаясь, многие бросались в воду, а на лодках добирались до родных мест… Мы тоже бежали с греками в Салоники. Помню — море было зеленым, небо красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя. Возможно, я получил некую травму, но так как люди особо не задумывались об этом, они просто говорили: он грустный мальчик», — рассказал Жансем биографу. [Цитата из статьи Лилит Мкртчян «Жансем — художник отверженных» для Barev.today. — Прим. ред.].
Эмиграция: Греция — Париж
Поселилась семья в Фессалониках, где и прожила следующие 9 лет — вплоть до кончины Семерджяна-старшего. Потеря кормильца вынудила мать искать новые пути существования. К тому же Ованес серьезно повредил ногу — ему грозила ампутация. После страшного перелома мальчик нуждался в грамотном лечении. Греческие врачи рекомендовали обратиться в Европу. Мать и сын решились на очередную эмиграцию — на этот раз во Францию. Там Ованесу помогли. Ампутации удалось избежать. Очень скоро он выздоровел и смог вернуться к любимому занятию — рисованию.
Новым местом жительства маленькой армянской семьи стал пригород Парижа — городок Исси-ле-Мулино. Здесь Семерджяны решили обосноваться. Решив посвятить себя живописи, в возрасте 14 лет Ованес поступает в академию Монпарнаса — школу свободных художников. Здесь он и стал называться Жаном — на французский манер. Спустя ещё два года юноша — студент Парижской академии декоративных искусств. После окончания академии ещё некоторое время оттачивает мастерство в художественном ателье Сабатье. Жану исполнился всего 21 год, когда его картины были показаны в Салоне независимых художников (1941 год).
Художник-мизерабелист: темы и образы
Источники вдохновения «ранний» Жансем нашёл в творчестве Гойи и Брейгеля. Причём в живописи Гойи его привлекали как офорты серии «Капричос», так и картонки для шпалер на тему народных гуляний. Образы — воспоминания детства, а главные герои — дети и собственная мать.
Путешествуя по Испании, он, в отличие от многих других художников, не рисовал восторженные сцены корриды, а обратил свой взор на убитого быка. Так появилась серия «Бой быков». В то же время, в Испании он показал нам крупным планом бедную, но энергичную жизнь босоногих горожан.
С 1978 года работы художника постоянно экспонируются в семейной галерее «Матиньон» в самом центре Парижа, в районе Елисейских полей. В России его работы есть в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Он — автор иллюстраций к десяткам книг, среди которых произведения Шарля Бодлера, Мигеля де Сервантеса, Франсуа Вийона, Альбера Камю и Федерико Гарсиа Лорки.
С самого начала Жан Жансем выбрал непопулярный путь в искусстве — писал надрывные работы, изображая униженных и оскорбленных. Такое в салонах не очень любят и не слишком покупают. Его нарекли «художником неудачников», потому что Жансем, подобно молодому Пикассо в «голубой период» творчества, выбирал в качестве героев своих картин несчастных людей. «В этих работах всегда присутствует драма жизни, доходящая временами до подлинной трагедии. В работах Жансема, персонажи изображены с незабываемой тоской в глазах и душевным страданием, несущие отпечаток его детских воспоминаний», — считает Лилит Мкртчян. У французских теоретиков искусства даже есть термин для «художников отверженных» — мизерабелист.
Ещё юношей Жансем заинтересовался национальной травмой Геноцида и начал экспериментировать с этой темой в живописи. Вопрос гонений армян занимал его всецело. Изломанные, серые, похожие на тени фигуры — работы этого цикла трагичные и обращают на себя внимание тотальной безнадёжностью.
Нельзя сказать, что Геноцид был единственной темой художника. Сюжеты картин Жансема менялись с течением времени. Его одинаково страстно увлекали: карнавал, балет, коррида. Однако неизменным оставалось одно — желание мастера запечатлеть подлинное смешение света и тьмы, жизни и смерти.
Например в сцене, когда балеринам на сцене аплодирует публика, Жансем показывает не восторг, а истинные эмоции девушек, до седьмого пота тренирующихся с юных лет. Их усталость и физическую истощённость.
Следует отметить, что даже в натюрмортах художник оставался верен себе — вместо великолепных цветов из оранжереи он выбирает дикие полевые цветы и колючки с изломанными стеблями, на которых никто в реальной жизни не обратит эстетическое внимание.
Известно, что Армению Жан Жансем впервые посетил в 1973 году. «Эпизод резни», «Беженцы», «Уныние», «Насилие», «Голубой геноцид» — все эти работы своего рода гештальт, который «закрыл» мастер, возвращаясь в собственное детство и коллективное прошлое своего народа. Об этом цикл из 34 картин, которые он так и назвал — «Геноцид». В 2001 году Жансем, посетив Армению, подарил их Музею Геноцида армян.
10 марта 2010 года, на следующий день после 90-летия Жансема, во время визита во Францию президент Армении наградил Жансема почетной медалью, заявив следующее: «Наш народ гордится вами и высоко ценит ваше искусство. Живя за пределами Армении, вы сделали нашу страну более узнаваемой, распространили доброе имя нашей нации во всем мире».
Жан Жансем умер 27 августа 2013 года в возрасте 93 лет в пригороде Парижа.
Журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использована картина Жана Жансема «Капризы», 1973 год. Источник: jansem.net