Ольга Казак

Художник Геноцида: памяти Жана Жансема

Ольга Казак
Художник Геноцида: памяти Жана Жансема

Жан Жансем — французский художник армянского происхождения. Его имя стало широко известно в Армении только в двухтысячных — уже после получения им признания во всём мире, хотя побывал он впервые на исторической родине ещё в семидесятых. А знают Жансема во всех уголках земного шара — от его фактической родины Франции до Страны восходящего солнца. Сейчас работы Жансема хранятся в главных галереях мира, а в японском Адзумино даже есть отдельный музей, названный именем живописца. Незадолго до кончины, а умер Жансем в 2013 году в возрасте 93 лет, он привёз в Армению 34 лучшие свои работы, которые вошли в собрание Музея Геноцида.

Жан Жансем. «Капризы», 1973 ǁ jansem.net

Жан Жансем. «Капризы», 1973 ǁ jansem.net

От младенца Ованеса к юноше Жану

Путь художника в искусство, так же, как жизненный, не был легким. Жан Жансем — творческий псевдоним мастера. Ованес Семерджян (так его звали на самом деле) появился на свет в селе Селеге, пригороде турецкой Бурсы, в армянской семье прядильщика шёлка. Политическая обстановка, сопутствовавшая приходу Ованеса в этот мир, не была благополучной. В 1920 году, когда родился будущий художник, армян, фактически, уже выжили с этой земли. Слишком хорошо людям запомнились 1915–1916 годы, которые позднее назовут Геноцидом. Ованес их тоже запомнит, впитав с молоком матери чувство тревоги за жизнь, что, в дальнейшем, неизбежно отразится в его творчестве.

После рождения сына Семерджяны отважились прожить в турецкой Селеге ещё два года, но под угрозой новых гонений на армян, в 1922 году семья под прикрытием отступающей греческой армии эмигрирует в Грецию.

Жан Жансем. Автопортрет ǁ jansem.net

Жан Жансем. Автопортрет ǁ jansem.net


«Я помню запах дыма… Спасаясь, многие бросались в воду, а на лодках добирались до родных мест… Мы тоже бежали с греками в Салоники. Помню — море было зеленым, небо красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя. Возможно, я получил некую травму, но так как люди особо не задумывались об этом, они просто говорили: он грустный мальчик», — рассказал Жансем биографу. [Цитата из статьи Лилит Мкртчян «Жансем — художник отверженных» для Barev.today. — Прим. ред.].


Жан Жансем. «Триумф смерти» II forum.hayastan.com

Жан Жансем. «Триумф смерти» II forum.hayastan.com

Эмиграция: Греция — Париж

Поселилась семья в Фессалониках, где и прожила следующие 9 лет — вплоть до кончины Семерджяна-старшего. Потеря кормильца вынудила мать искать новые пути существования. К тому же Ованес серьезно повредил ногу — ему грозила ампутация. После страшного перелома мальчик нуждался в грамотном лечении. Греческие врачи рекомендовали обратиться в Европу. Мать и сын решились на очередную эмиграцию — на этот раз во Францию. Там Ованесу помогли. Ампутации удалось избежать. Очень скоро он выздоровел и смог вернуться к любимому занятию — рисованию.

Новым местом жительства маленькой армянской семьи стал пригород Парижа — городок Исси-ле-Мулино. Здесь Семерджяны решили обосноваться. Решив посвятить себя живописи, в возрасте 14 лет Ованес поступает в академию Монпарнаса — школу свободных художников. Здесь он и стал называться Жаном — на французский манер. Спустя ещё два года юноша — студент Парижской академии декоративных искусств. После окончания академии ещё некоторое время оттачивает мастерство в художественном ателье Сабатье. Жану исполнился всего 21 год, когда его картины были показаны в Салоне независимых художников (1941 год).

Жан Жансем. Из серии «Бой быков», 1971 год II Центр искусств Бояджян

Жан Жансем. Из серии «Бой быков», 1971 год II Центр искусств Бояджян

Художник-мизерабелист: темы и образы

Источники вдохновения «ранний» Жансем нашёл в творчестве Гойи и Брейгеля. Причём в живописи Гойи его привлекали как офорты серии «Капричос», так и картонки для шпалер на тему народных гуляний. Образы — воспоминания детства, а главные герои — дети и собственная мать. 

Путешествуя по Испании, он, в отличие от многих других художников, не рисовал восторженные сцены корриды, а обратил свой взор на убитого быка. Так появилась серия «Бой быков». В то же время, в Испании он показал нам крупным планом бедную, но энергичную жизнь босоногих горожан.

Жан Жансем. «Эмигранты» II genocide-museum

Жан Жансем. «Эмигранты» II genocide-museum


С 1978 года работы художника постоянно экспонируются в семейной галерее «Матиньон» в самом центре Парижа, в районе Елисейских полей. В России его работы есть в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Он — автор иллюстраций к десяткам книг, среди которых произведения Шарля Бодлера, Мигеля де Сервантеса, Франсуа Вийона, Альбера Камю и Федерико Гарсиа Лорки.


Жан Жансем. «Депортация», 2000–2001 ǁ jansem.net

Жан Жансем. «Депортация», 2000–2001 ǁ jansem.net

С самого начала Жан Жансем выбрал непопулярный путь в искусстве — писал надрывные работы, изображая униженных и оскорбленных. Такое в салонах не очень любят и не слишком покупают. Его нарекли «художником неудачников», потому что Жансем, подобно молодому Пикассо в «голубой период» творчества, выбирал в качестве героев своих картин несчастных людей. «В этих работах всегда присутствует драма жизни, доходящая временами до подлинной трагедии. В работах Жансема, персонажи изображены с незабываемой тоской в глазах и душевным страданием, несущие отпечаток его детских воспоминаний», — считает Лилит Мкртчян. У французских теоретиков искусства даже есть термин для «художников отверженных»мизерабелист.

Жан Жансем. «Сидящая балерина» II Центр искусств Бояджян

Жан Жансем. «Сидящая балерина» II Центр искусств Бояджян

Ещё юношей Жансем заинтересовался национальной травмой Геноцида и начал экспериментировать с этой темой в живописи. Вопрос гонений армян занимал его всецело. Изломанные, серые, похожие на тени фигуры — работы этого цикла трагичные и обращают на себя внимание тотальной безнадёжностью.

Нельзя сказать, что Геноцид был единственной темой художника. Сюжеты картин Жансема менялись с течением времени. Его одинаково страстно увлекали: карнавал, балет, коррида. Однако неизменным оставалось одно — желание мастера запечатлеть подлинное смешение света и тьмы, жизни и смерти.

Жан Жансем. «Карнавал», 2000 II armmuseum

Жан Жансем. «Карнавал», 2000 II armmuseum

Например в сцене, когда балеринам на сцене аплодирует публика, Жансем показывает не восторг, а истинные эмоции девушек, до седьмого пота тренирующихся с юных лет. Их усталость и физическую истощённость.

Следует отметить, что даже в натюрмортах художник оставался верен себе — вместо великолепных цветов из оранжереи он выбирает дикие полевые цветы и колючки с изломанными стеблями, на которых никто в реальной жизни не обратит эстетическое внимание.

Известно, что Армению Жан Жансем впервые посетил в 1973 году. «Эпизод резни», «Беженцы», «Уныние», «Насилие», «Голубой геноцид» — все эти работы своего рода гештальт, который «закрыл» мастер, возвращаясь в собственное детство и коллективное прошлое своего народа. Об этом цикл из 34 картин, которые он так и назвал — «Геноцид». В 2001 году Жансем, посетив Армению, подарил их Музею Геноцида армян.

Жан Жансем. «Натюрморт с синим кувшином» II armmuseum

Жан Жансем. «Натюрморт с синим кувшином» II armmuseum

10 марта 2010 года, на следующий день после 90-летия Жансема, во время визита во Францию ​​президент Армении наградил Жансема почетной медалью, заявив следующее: «Наш народ гордится вами и высоко ценит ваше искусство. Живя за пределами Армении, вы сделали нашу страну более узнаваемой, распространили доброе имя нашей нации во всем мире».

Жан Жансем умер 27 августа 2013 года в возрасте 93 лет в пригороде Парижа.

Журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использована картина Жана Жансема «Капризы», 1973 год. Источник: jansem.net

Художник Геноцида: памяти Жана Жансема