Феноменальное чутье бизнесмена и коллекционера Исаджана Исаджанова
Исаджан Исаджанов — купец-предприниматель, собиратель живописи. Ядро его художественной коллекции составляли произведения членов общества «Бубновый валет». Деятельность Исаджана Степановича освещена недостаточно широко в сравнении с другими коллекционерами XX века. Однако его вклад в искусство весьма значителен: многие ключевые работы Третьяковской галереи оказались в собрании музея благодаря страсти к коллекционированию Исаджана Исаджанова.
Исаджан Степанович родился в 1872 году в селе Тумбул Нахичеванского уезда. В этом селе жили армяне, переселившиеся из Персии. Его мать происходила из обедневшего дворянского рода, отец принадлежал к купеческому сословию и вел торговлю с турецким городом Трапезунд. О детских и юношеских годах собирателя сведений не сохранилось.
Участвуя в делах семейного предприятия по продаже чая и табака, Исаджанов с коммерческими целями переехал в Москву. В 1898 году он основал собственную фирму и фабрику по производству папиросных гильз в Рыковом переулке.
Позднее он писал: «Это мое предприятие кончилось для меня очень неудачно, т.е. полным банкротством в 1906 г., когда я был Моск. Коммерческим судом объявлен несостоятельным должником». Гильзовое производство с торгов приобрел банковский дом «И.В.Юнкер и К», и оно успешно просуществовало до революции. Имя Исаджанова продолжало сохраняться в названии фирмы, и это явилось причиной его преследований после революции.
Собирать искусство Исаджанов начал в 1906 году. Активное формирование коллекции продолжалось до 1917-ого. За десять лет им было собрано чуть более двухсот произведений искусства.
В это время в доме Исаджанова собиралась творческая молодежь, в том числе бубнововалетцы — Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн. Радушный, гостеприимный и влюбленный в искусство Исаджанов на равных участвовал в их горячих спорах.
Коллекционирование в этом случае ярко рисует образ человека, которым двигала прежде всего искренняя любовь как к искусству, так и к творцам этого искусства. Приобретая работы своих современников — молодых непризнанных художников, выступающих с новаторскими идеями, — он помогал им выстоять и окрепнуть.
Исаджанов приобретал картины либо лично у художников, либо на выставках. Многие художники, зная его как горячего поклонника нового искусства, предпочитали отдавать ему свои работы даже за незначительную плату. «Да, — писал Кончаловский Машкову летом 1917 года, — Якулов очумел от галереи Исаджанова и, видно, горит желанием попасть туда, ну а Исаджанов дело понимает».
За несколько месяцев до революции 1917 года Исаджанов открыл галерею в особняке на Старой Басманной улице. Собрание размещалось в арендованном трехэтажном кирпичном доме. Коллекция занимала восемь комнат первых двух этажей.
В отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи и в отделе письменных источников Государственного Исторического музея сохранились документы, позволяющие реконструировать одну из ценнейших частных галерей Москвы, сформировавшуюся в начале века.
Самая большая комната была отдана картинам Петра Кончаловского, в двух других размещались работы Ильи Машкова. В отдельных «залах» висели картины Аристарха Лентулова, Александра Куприна. На втором этаже в самой отдаленной комнате находились иконы. Скульптура наполняла все восемь комнат галереи.
В коллекции Исаджанова были работы не только новаторов искусства, но и настоящих метров отечественной живописи. Этюды Алексея Саврасова, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Михаила Нестерова, Василия Поленова, даже Ильи Репина и Валентина Серова купил для своей галереии Исаджан Степанович. Больше всего импрессионистических работ принадлежали кисти Константина Коровина — их в коллекции Исаджана было 15.
Тем не менее картины художников объединения «Бубновый валет» составляли ядро исаджановской галереи: их было 125. В галерее Исаджанова было 34 работы Петра Кончаловского. Не менее представительно здесь демонстрировалось творчество другого ведущего мастера из объединения «Бубновый валет» — Ильи Машкова: его произведений (картин и этюдов) насчитывалось 24. В собрании Исаджанова имелось шесть работ из «степной», или «киргизской» серии картин Павла Кузнецова. Скульптура в собрании коллекционера была представлена исключительно работами Анны Голубкиной и Сергея Коненкова.
Исаджановская коллекция состояла из 206 картин и этюдов (из них три — кисти иностранных художников), 24 скульптур, 19 икон, 2 миниатюр.
В 1919 году собрание Исаджанова, как и подавляющее число московских коллекций, было национализировано. На основе галереи создали 7-й Пролетарский музей имени Анатолия Луначарского. По некоторым свидетельствам, Исаджанов оставался при этом музее — возможно, в роли исполняющего обязанности директора или какого-то управителя, пока в 1922 году в музей уже не был назначен официальный директор — Александр Ромм. Ромм — прекрасный искусствовед с большим опытом, уже успевший позаниматься общественно-политической работой в Витебске вместе с Шагалом.
В 1923 году приходит решение об упразднении пролетарских музеев как не оправдавшей себя идеи. Лентулов с горечью пишет, что непонятно, почему из-за злодеяний некоторых личностей прекрасную коллекцию расформировали по разным музеям. Исаджановское собрание распределяли не единым порывом, как коллекции Щукина и Морозова, а по частям и в разное время. Что-то поместили в Третьяковскую галерею или в Музей живописной культуры, но большая часть картин разошлась по музеям почти двадцати городов России. Это Брянск, Владикавказ, Вятка, Вологда, Ельня, Калуга, Нижний Тагил, Омск, Пенза, Рязань, Саратов, Таганрог, Ярославль.
Последнее, что мы знаем о Исаджанове — он умер в Москве 21 февраля 1937 года, погребен на Армянском кладбище.
Занимательную беседу о том, почему Исаджанов — король «бубновых валетов» можно услышать в подкасте «Третьяковка после Третьякова» проекта Arzamas
ИСАДЖАНОВ Исаджан Степанович (1872-1937) — artpanorama.su
Фото на обложке — телеграм-канал Arzamas