Ариашахр: армянский след в создании города металлургов в Иране
Феликс Сергеевич Тандилов — почётный строитель города Москвы, работал главным инженером группы советских специалистов, которые чуть более 50 лет назад начали строительство иранского города металлургов Ариашахр. В своей статье он делится воспоминаниями о реализации этого масштабного международного проекта.
В 1960-х СССР и Иран заключили соглашение — под Исфаганом, третьим по величине иранским городом, должны были приступить к строительству металлургического завода. Сразу же возник вопрос о размещении недалеко от завода многочисленных рабочих и инженерно-технического персонала — как на период строительства, так и на время эксплуатации. Так, в 40 км от Исфагана стал возводиться город металлургов Ариашахр.
Подобрать соответствующую площадку и разработать генеральный план будущего города металлургов на 200 тысяч жителей (с перспективой на 300 тысяч) было поручено московскому Институту градостроительства «Гипрогор». В 1967 году по заказу Национальной металлургической корпорации Ирана был проведён международный конкурс на проектирование города Ариашахр. Тендер выиграл авторский коллектив под руководством архитектора Анатолия Мелик-Пашаева, инженера Рудольфа Заргаряна и профессора МГУ Евгения Перцика. В этом престижном конкурсе приняли участие ведущие урбанисты из Великобритании, ФРГ, Италии и Швеции.
Генеральный план города Ариашахр — единственный проект советских урбанистов, который был включён в авторитетную Международную энциклопедию урбанизации, изданную в США в 1974 году (Arnold Whittick. Encyclopedia of Urban Planning).
Потомок знаменитых карабахских князей, архитектор Анатолий Мелик-Пашаев с группой специалистов приступил к подбору площадки и разработке интереснейшего генерального плана в виде улитки. Несколько раз он выезжал в Иран. В шахские времена его там радушно встречали, размещали в гостиницах «Сина» и «Надери». Иран динамично развивался. Армяне были в этой стране востребованы ещё со времён Шах-Аббаса и пользовались большим уважением. Такое отношение в полной мере отразилось и в иранском периоде работы Анатолия Мелик-Пашаева.
Сразу же после страшного Спитакского землетрясения, произошедшего 7 декабря 1988 года и причинившего Армении большой ущерб, заслуженный архитектор России Анатолий Мелик-Пашаев вылетел в Ереван в составе правительственной комиссии, возглавляемой председателем Совета министров СССР Николаем Рыжковым. Ознакомившись на месте с ситуацией, он выступил на заседании комиссии с предложениями и рекомендациями, призванными способствовать восстановлению разрушенных армянских городов и сёл. Мелик-Пашаев продолжал заниматься этой проблемой вплоть до развала СССР в декабре 1991 года.
С момента подписания соглашения о строительстве завода и до пуска сталелитейного комплекса прошло ровно пять лет. Фактически завод был построен за три года. И это было в условиях, когда иранская сторона не имела ещё опыта сооружения подобных предприятий. Когда нужно было учить рабочих (в большинстве недавних крестьян-пастухов) строительным профессиям, создавать индустриальную строительную базу, прокладывать железную дорогу для подвоза оборудования, железной руды из Бафка, угля из Кермана и Мазендарана. Решать множество задач, связанных со стройкой, в которой было занято 35 тысяч человек. И как не вспомнить здесь добрым словом главного инженера по строительству завода — Михаила Запорожца!
Прежде чем была окончательно выбрана площадка для города Ариашахр, пришлось обследовать девять площадок, по которым «Гипрогор» произвёл комплексный технико-экономический анализ и выполнил планировочные материалы. Рекомендованная площадка для города находилась в 40 км от города Исфаган и в 10 км от металлургического завода, к северо-востоку от перевала Гав-Писе и в долине реки Зайендеруд. Дорога к площадке проходила вдоль брошенных сельхозземель, среди садов, различных плантаций и посевов. Сама же площадка не имела зелёных насаждений и была свободна от застройки. Она представляла собой пологий амфитеатр, окружённый горами и обращённый в сторону Исфагана, с видом на долину реки Зайендеруд. В центре площадки — несколько отдельно возвышающихся живописных гор. Композиционная структура генерального плана («улитка») учитывала все особенности местности, природно-климатические условия, а также требования современных градостроительных и национальных традиций.
Помимо «Гипрогора» в разработке специальных разделов генерального плана приняли участие московские институты «Мосводоканал НИИпроект», «Гипрокоммундортранс», «Гипрокоммунстрой», «Гипрокоммунэнерго». Генеральный план был разработан на основе современного градостроительного опыта, с учётом последних мировых достижений и требований иранских условий в социальной сфере, санитарно-гигиенических и инженерно-транспортных особенностей региона.
В мае 1969 года меня познакомили с Анатолием Ивановичем Мелик-Пашаевым. Я был назначен главным инженером группы советских специалистов-проектировщиков для оказания технической помощи Национальной металлургической корпорации Ирана. Предстояло с нуля создать совместную советско-иранскую проектную организацию и с места в карьер начать выпускать рабочие чертежи для строительства первого микрорайона.
Я себе часто задавал вопрос, почему в качестве главного инженера выбрали меня? Меня — тбилисского армянина, 32-летнего специалиста — назначили главным инженером группы советских проектировщиков, видимо, посчитав такое решение оптимальным с учётом исторической близости к восточному менталитету и достаточного опыта работы главным инженером проектов. Свою роль в принятии решения о моей командировке в Иран сыграла и моя семья. Кадровые специалисты побывали дома, познакомились с мамой, она всю войну служила старшей медсестрой отделения хирургии в эвакогоспитале, а в мирное время — в грудной хирургии, получили рекомендации на работе. Но когда один из них, в прошлом сам кремлевский курсант, увидел на стене портрет отца, погибшего в составе танковой роты под Москвой, у него окончательно сложилось обо мне положительное мнение.
Встреча с автором генерального плана помогла мне ознакомиться с первоочередными задачами и прочувствовать ситуацию. Эта встреча в дальнейшем переросла в дружбу на долгие годы. Большой был души человек и талантливейший архитектор! И я рад, что мне удалось хотя бы в первом микрорайоне реализовать почти точь-в-точь все идеи Анатолия Ивановича Мелик-Пашаева в отношении планировки и облика Ариашахра.
Группа советских градостроителей работала здесь с 1967 года. Сначала выехали изыскатели — геологи и геодезисты. С 1969-го стала действовать проектная группа (теплотехник Рафаель Тонаканян и мостовик Эдуард Григорьянц) и группа технадзора (преподаватель МАРХИ Павел Нанасов).
Ариашахр. Фото их архива Феликса Тандилова
Нами был построен и с 1974 года действует домостроительный комбинат (главный инженер — Александр Улуханов, электрик — Владимир Шермазанов). На момент моего отъезда в июне 1984-го (кстати, уехал я самым последним) было построено и великолепно благоустроено пять микрорайонов со школами, детскими садами и объектами социального, культурного и бытового назначения. Создана сложная, но надёжная система водоснабжения на 100 тысяч жителей и не менее надёжная канализационная система на 200 тысяч жителей. По просьбе директора проектной организации Джамшита Фарасата, помимо Ариашахра, я принимал активное участие в создании городков и посёлков Корпорации в сейсмических районах на севере и юге Ирана — для снабжения углём и рудой Исфаганского метзавода. Сам Фарасат обучался архитектуре в Мюнхене и жил в соседнем со мной коттедже в шахские времена вместе со своей женой и детьми.
Самыми первыми жителями Ариашахра, после революции переименованного в Пуладшахр, были сами советские градостроители. Поначалу шакалы выли под окнами по ночам, дети прыгали через открытые траншеи и ловили хвостатых варанов, не было ни одного деревца, ни одной травинки под жарким южным солнцем. А теперь это цветущий город-сад!
На всю жизнь остались неизгладимые впечатления от посещения посольства СССР (там проходила в 1943 году знаменитая Тегеранская конференция), сокровищницы шахской фамилии, кафедрального армянского собора и знаменитых мечетей в Исфагане, развалин Персеполиса под Ширазом. Несмотря на строгий режим шахской охранки САВАК (позже стражей исламской революции), много друзей осталось среди местных армян — жителей Тегерана и Исфагана, в основном среди жителей Новой Джуги.
Вот так бакинский армянин Анатолий Мелик-Пашаев, ереванский Рудольф Заргарян и тбилисские Александр (Буба) Улуханов и Феликс Тандилов помогли персам построить современный жёлто-зелёный город! И пусть им здесь живётся долго и счастливо! Мы старались не зря! Взглянуть бы сейчас на него хоть одним глазком!
Феликс Тандилов,
почётный строитель города Москвы