Республика Армения и Исламская Республика Иран: соседи с тысячелетней историей

Республика Армения и Исламская Республика Иран: соседи с тысячелетней историей

В статье Сероб Сукиасян размышляет над культурными, политическими и историческими связями между Арменией и Ираном. Находя точки соприкосновения в тысячелетней истории двух народов, автор приходит к выводу о безусловном взаимовлиянии двух культур.

История

В армяно-иранских взаимоотношениях были разные периоды. Армяне вместе с персами неоднократно сражались плечом к плечу, в том числе против иностранных захватчиков. Кроме того, одной из сильнейших частей персидской армии была армянская конница.

Ярким примером совместной борьбы армян и персов является союз армянского царя Тиграна I Ервандуни и Кира II Великого (Куруш) против Мидийского царства. Кроме того, Тигран I Ервандуни впоследствии с армянскими войсками принимали участие в походах Кира II Великого (Куруш).

После первого раздела Армении в 387 году, когда часть Армении перешла под контроль Персидской империей, армянам было предоставлено значительная автономия. На контролируемых Персией территориях Армении можно было наблюдать культурный подъем.

Однако в годы правления шахиншаха Йездигерд II, из династии Сасанидов было принято решение ужесточить политику в отношении армянского населения. В частности, он хотел, чтобы армянский и персидские народы соединила одна религия — зороастризм. Небольшая часть армянского народа добровольно и принудительно приняли зороастризм, в том числе Марзпан Армении — Васак Сюни и легендарный спарапет Вардан Мамиконян. Позднее Мамиконян вернулся к христианству и возглавил восстание против насаждения армянскому населению зороастризма.

Собрав огромное войско на Аварайрском поле, Вардан Мамиконоян подготовил их к противостоянию с шахиншахом Йездигерд II, войска которого многократно превосходили соперников. В ходе Аварайрской битвы 26 мая 451 года персидское войско под руководством Мушкана Нисалавурта победило войска Вардана Мамиконяна, понеся при этом большие потери, лидер повстанцев Вардан Мамиконян погиб в этой битве.

Аварайрская битва. Миниатюра XVI века
wikipedia.org

Однако позднее в 484 году между Вааном Мамиконяном и представителями шахиншаха Балаша был подписан Нварсакский договор, согласно которому армянам вновь разрешили исповедовать христианство, а Армения (Иранская часть Армении) вновь получает полунезависимый статус.

Османская и Персидская империи неоднократно воевали между собой, в том числе за контроль над территорией Закавказья и Кавказа (включая территорию Восточной Армении). Противостояние двух империй завершилось Зухабским мирным договором от 17 мая 1639 года. Согласно этому договору, Западная Армения, которая составляла примерно 2/3 часть исторической Армении, оставалась в составе Османской империи, а 1/3 часть, то есть Восточная Армения, в составе Персидской империи. А ранее 29 мая 1555 года между враждующими империями был подписан Амасийский мирный договор, согласно которому Западная Армения полностью отошла под контроль Османской империи.

В период с 1501 по 1736 годы Персидской империей управляла тюркоязычная династия Сефевиды. С 1604 по 1605 годы по приказу шахиншаха Персидской империи Аббаса I Великого от 250 000 до 300 000 граждан армянской национальности были переселены с территории Восточной Армении, которая в тот период истории входила в состав Персидской империи.

Кроме того, в этот же период армяне из города Джуги (Джульфа) основали в городе Исфахан одноименный квартал — Нор-Джуга (Новая Джульфа). Со временем они смогли создать здесь центр международной торговли и получить монополию на торговлю шёлком.

Источник: dzen.ru

В истории армянского национально-освободительного движения XVIII века (нового времени) особо выделяется национальный герой армянского народа более известный как Давид Бек и его близкий соратник Мхитар Бек (Спарапет).

В 1723 году, воспользовавшись слабостью центральной власти в Персии, вооруженные силы Османской империи вторглись в Персидскую империю, в том числе, в Восточную Армению, захватив некоторые территории, в том числе города Ереван (или Эребуни, на тот момент Эривань), Тбилиси (Тифлис), Хамадан.

Вплоть до 1728 года, армянские ополченцы, под предводительством Давид Бека, вели борьбу против османской армии, которые стремились захватить Южный Кавказ (Закавказье).

26 февраля 1727 года вооруженные силы Османской империи взяли в осаду армянскую крепость Алидзор, в которой находился Давид Бек. Битва за крепость продлилась с 26 февраля по 7 марта 1727 года. В ней участвовали несколько сотен армянских ополченцев и, по некоторым данным, от 20 000 до 70 000 османских военных. У армянской стороны не было никаких шансов победить противника, однако 4 марта 1727 года осажденные армянские отряды, незаметно покинув крепость, атаковали противника. Это стало полной неожиданностью для османской стороны, потери составили от 13 000 до 20 000 солдат.

После разгрома османских войск в битве при Алидзоре, армянские ополченцы освободили, Капан и Мегри. Освободительная борьба велась также в меликствах Хамсы.

В 1727 году Шахиншах Персии Тахмасп II назначил Давид Бека главой Сюника, а также дал ему право управлять этим регионом как вассальным армянским княжеством, находящимся под контролем Персидской империи. После смерти Давид Бека в 1728 году, борьбу возглавил Мхитар Спарапет, под предводительством которого было отражено несколько новых военных атак на Сюник со стороны вооруженных сил Османской империи. В 1730 году он был убит армянскими заговорщиками из села Хндзореск. И те были казнены османской стороной за то, что убили своего лидера.

Источник: b24.am

В 1735 году будущий легендарный шахиншах Персиидской империи Надир шах Афшар, более известный как Надир шах из династии Афшаридов, разгромил в решающей битве при Егварде османские войска и вернул Восточное Закавказье под власть Персии, восстановил целостность персидского государства. В этой борьбе его поддержали армяне Восточной Армении, как верные поданные Персидской империи. В благодарность шахиншах посетил святой для армянского народа город Вагаршапат (Эчмиадзин), где присутствовал на литургии и выделил средства на реставрацию Эчмиадзинского кафедрального собора. Кроме того, он осветил свой меч, дабы удача сопутствовала ему в его походах.

В новейшей же истории символом совместной борьбы армянского и персидского народа, а также других народов Исламской Республики Иран является Ирано-Иракская война 1980–1988 годов, в которой участвовало примерно 17 000 воинов армянской национальности, в честь которых названы несколько улиц. Например, в честь Гагика Туманяна в столице в Тегеране. Экс-президент Ирана Хасан Рухани в 2017 году посетил две армянские семьи Эдвина Шахмиряна и Жоржа Кешиша Арутюняна, погибших в Ирано-Иракской войне.

В годы Первой Мировой войны армянский народ целенаправленно подвергался геноциду, инициированному со стороны властей Османской империи. Во время Геноцида армян, вражеские османские силы, воспользовавшись слабостью центрального правительства и уходом вооруженных сил Российской империи, вторглись в Персию в том числе в город Салмас и устроили резню. По некоторым данным, было убито 80 000 армян, а 30 000 вынуждены были бежать в Российскую империю.

Выдающийся иранский писатель XX века Мохаммад-Али Джамалзаде, который учился в Европе во время поездки из Багдада в Константинополь (Стамбул) стал свидетелем депортации армян и встретил множество жертв Геноцида. Десятилетия спустя он написал о своем опыте и свидетельствах очевидцев в двух книгах, озаглавленных «Катл-э Амм-э Арманиан» (قتل عام ارمنیان, резня армян) и «Катл о харат-э Арамане дар Торкие» ( قتل عام ارمنیان, О резне армян в Турции).

Региональное правительство города Тегеран официально признало Геноцид армян, примерно 50 000 армян в годы Геноцида сумели спастись, эмигрировав в Персию.

Культура и религия

Армяне внесли большой вклад в экономическое и культурное развитие Ирана. Например, первая типография была открыта армянами в Нор-Джуге в 1619 году.

Армянский и персидские (фарси) языки неразрывно связаны и относятся к индоевропейской языковой семье. Ежегодно во время празднования древнего персидского праздника прихода весны «Новруз» многие граждане Исламской Республики Иран посещают Республику Армения.

На территории Ирана есть множество армянских религиозных построек: церквей, соборов и монастырей. Например, Собор Святого Саркиса в городе Тегеран. Некоторые из них внесены в список всемирного наследия Юнеско, например, монастырь Святого Степаноса (Святого Стефана) и монастырь Святого Фаддея, часовня Дзорзор (Пресвятой Богородицы).

На территории Армении, в Ереване, есть действующая персидская соборная мечеть — Голубая мечеть (мечеть Кабуд), которая была построена в 1765–1766 годах во время правления в Иране Мохаммада Карима-хан Зенда. Голубая мечеть — шедевр персидской архитектуры, а также духовный и культурный центр для всех иранцев, в том числе персов, проживающих на территории Республики Армения.

Источник: advantour.com

Армяне, как христианское меньшинство, и в настоящее время пользуются привилегиями в Исламской Республике Иран. Эти права закреплены в статье 13 Конституции 1979 года, согласно которой иранские зароастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению. Например, в Нор-Джуге в ограниченном ассортименте продаются алкогольные напитки. Армянская община имеет право иметь собственные школы и больницы.

Современность

Первые годы независимости Республики Армения (1992 — 1995) принято называть «темными». Армения в прямом смысле этого слова пребывала в темноте, 7 декабря 1988 года на территории Армянской ССР произошло землетрясение, в результате которого погибло не менее 24 985 граждан, а по другим данным примерно 50 000 граждан, было нарушено электроснабжение.

Иран оказал поддержку Армении в так называемые «темные годы». Высшие должностные лица Республики Армении неоднократно на протяжении многих десятилетий заявляли и продолжают заявлять, что никогда не забудут о том, что Иран был для армян «дорогой жизни».

В 2023 году российско-армянский центр гуманитарного реагирования отправил 23 тонны гуманитарной помощи населению Ирана, пострадавшему от землетрясения 28 января.

Юрист, историк-любитель, Сероб Александрович Сукиасян
Фото на обложке:
google.com

Источники:
Джордж А. Бурнутян — «Население Персидской Армении до и сразу после присоединения к Российской империи: 1826 — 1832 гг.», 1980 ;
Джордж А. Бурнутян — « Армяне и Россия, 1626 — 1796 гг.», 2001 ;
Джеймс Стюарт Олсон — «Этноисторический словарь Российской и Советской империй», 1994 ;
Тер-Саркисянц Алла Ервандовна — «История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в., 2005 ;
Паносян Размик — Армяне: от царей и священников до торговцев и комиссаров, 2006 ;
Ованнисян А.Г., Папазян Х.Д. — Освободительная борьба в Сюнике // История армянского народа., 1972 ;
Чамчян Микаэл, История Армении, в «Наследиях армянской литературы», том III: от восемнадцатого века до наших дней, под ред. Агоп Джек Хаджикян и др., 2005 ;
Encyclopaedia Iranica (Энциклопедия Ираника), 2015 ;
Encyclopaedia Britannica (Британская энциклопедия) ;
Мовсес Хоренаци, «История Армении»
Ксенофонт, «Киропедия»;
Конституция Исламской Республики Иран от 1979 года ;

https://www.armmuseum.ru/
https://ru.armeniasputnik.am/
https://news.am/
https://hetq.am/
https://lenta.ru/
https://www.iran.ru/
https://www.theguardian.com/
https://www.planespotters.net/

Республика Армения и Исламская Республика Иран: соседи с тысячелетней историей