«Если у вас нет мечты — заведите её»: интервью с режиссёром Арсэном Аванесовым
![«Если у вас нет мечты — заведите её»: интервью с режиссёром Арсэном Аванесовым](https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/54412118e4b03de3b6796773/1739220529622-DQQM7KLVPR90TQNNB6ND/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg)
В январе 2025 года в Армянском музее прошёл кинопоказ четырёх короткометражных фильмов в рамках вечера «Молодого армянского кино». Победителями по итогам зрительского голосования стали сразу две картины: «Старый друг» Арсэна Аванесова и «Колыбельная» Сирануш Варданян. Арсэн Аванесов дал музею интервью, в котором рассказал о своём творческом пути, любимых режиссёрах и планах на будущее.
Арсэн Аванесов. Фото из личного архива режиссёра
— Что побудило Вас заняться кинопроизводством? Был ли какой-то знаковый фильм в Вашей жизни, увидев который Вы поняли, что тоже хотите делать кино?
— Сложно выделить один фильм и в каком-то одном временном промежутке… Выделю, пожалуй, три!
В детстве и отрочестве я был очень далёк от искусства, и для меня кино было исключительно развлекательной историей. Его для меня открыл отец, он меня водил в кинотеатр… При этом отец мой — простой шашлычник. А это очень тяжёлая физическая работа — готовить шашлык: всё время на ногах, в жару у мангала… И отец приходил с работы уставший и всё равно находил в себе силы вести меня в кинотеатр, потому что я весь день сидел и ждал, когда он вернётся, и мы с ним пойдём в кино.
Вообще я был хулиганистым парнем. Я был всегда либо в спорте, либо в каких-то неприятностях. И как-то попал в плохую компанию, и уже сам начал понимать, что делаю что-то неправильно. И тут мне попался фильм «Реквием по мечте» Даррена Аронофски. Я тогда понятия не имел, кто такой этот Аронофски. Просто я посмотрел этот фильм, и он тогда на меня оказал очень сильное впечатление. Это никак не повлияло на моё желание посвятить себя кино, но очень расширило моё сознание и восприятие.
Второй знаковый для меня фильм — «Бойцовский клуб», который я посмотрел, будучи студентом. Третий — «Манхэттен» Вуди Аллена. Я тогда был поражён, что Аллен — не только режиссёр картины, но и сценарист, и актёр. На тот момент я сам ещё не думал о режиссуре, я отучился на актёра в московской Школе драмы Германа Сидакова. Надо отметить, что дело было не только в том, что фильм сделан человеком, который в нём же и сыграл. Я узнал себя и в Вуди Аллене, и в его лирическом герое. И из-за этой близости по духу я смог на себя это примерить. И понял, что тоже так могу: быть чувствительным и смешным и при этом руководить площадкой.
Арсэн Аванесов на съёмках фильма «Старый друг».Фото из личного архива режиссёра
— Каким был Ваш путь в режиссуру? Что Вы изучали, читали?
— Когда я решил заниматься кино, я не понимал, в какой роли мне там интересно, поэтому я начал пробовать всё. Начал с того, что перечитал все книги по сценарному мастерству.
Прежде я работал в маркетинге в Москве, но в какой-то момент я выгорел, уволился с работы и стал размышлять, чему хочу посвятить свою жизнь. Я слышал про технику, где на лист бумаги нужно выписать десять вещей, которые тебе интересны. Мой список закончился на трёх. Первое — футбол, второе — неожиданно для меня самого: кино… А что было третьим, я уже и не помню…
Футбол я сразу отмёл. А кино… На самом деле, я говорю неправду про то, что кино — с бухты-барахты… Какие-то были лёгкие касания с кино, но я никогда себе не разрешал думать об этом всерьёз. И вот тогда я осознал: либо смерть, либо кино!
— Герой Вашего фильма «Старый друг» стал актёром. Его история связана с Вашей личной?
Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова
— Мне хорошо знакома актёрская невостребованность, записи проб и, конечно, эта история связана с моим личным опытом, но она полностью вымышлена.
Сначала мне казалось, что я подсвечиваю два типичных современных архетипа среди молодых ребят: есть те, кто стремится к мечте, и те, кто доволен тем, что у него есть, и никуда не рвётся. Но в итоге я понял, что это всё — я. Это и моя собственная дуальность: во мне есть и целеустремлённый, дисциплинированный, мечтательный Сурен, и душевный, спокойный, но слабый Вазген.
Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова
— То есть, это фильм не только о дружбе?
— Для меня самого стало неожиданностью, что он получился фильмом о дружбе, потому что изначально это была история о человеке, у которого есть мечта. Но, чтобы ярко показать его, надо дать ему в пару человека без мечты.
Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова
— Были ли ещё какие-либо неожиданные для вас трактовки вашего фильма?
— Кто-то из зрителей на кинопоказе в Армянском музее предположил, что в конце герои угнали машину. Это меня очень рассмешило! А ещё кто-то отметил, что фильм приглашает армян вернуться в Армению. Такая трактовка была для меня неожиданной. А другая зрительница всё очень точно и правильно поняла: что это кино и о мечте, и о дружбе.
Признаюсь, у меня не было каких-то конкретных ожиданий в плане зрительских реакций или критики. Мне было очень любопытно, кто и как воспримет увиденное.
— Ещё один герой фильма — пёс. Его присутствие — это символ дружбы?
— Безусловно. Но дело не только в этом: я с детства очень люблю собак.
Первый год своей жизни в Армении, куда я приехал уже во взрослом возрасте, я провёл в Дилижане. Это город с огромным количеством прекрасных собак. Я сам волонтёрил в приюте для животных, лечил и пристраивал бездомных собак. И это для меня серьёзный маркер: я никогда не видел злых людей, которые ласково относятся к животным. Если я вижу, что человек бережно и с любовью относится к собаке, то я уже к нему расположен, я уже понимаю, что это плюс-минус мой человек.
С этим связана вот какая история: за день до съёмок во время освоения локации к вагончику пришла собака со сломанной лапой. Она показалась мне знакомой, и я отправил её фото в один очень активный телеграм-чат Дилижана, и выяснилось, что это действительно пёс из знакомого мне приюта. Как он оказался в тридцати километрах от приюта, было не понятно. Мы отвезли его в Дилижан и передали девушке-волонтёру. Лапу «починили», собаку вернули домой.
Потом я искал щенка для съёмок, и та чудесная девушка-волонтёр предложила двух малышей на выбор. Я взял одного, но признаюсь — сразу был расчёт, что кто-нибудь из съёмочной группы расчувствуется и заберёт его себе. Так и получилось: наш фокус-пуллер Андрей стал хозяином щенка.
Так что во время съёмок фильма не только ни одно животное не пострадало, но и даже были спасены две собаки.
Кадр из фильма «Старый друг» Арсэна Аванесова
— Получается, Ваше кино выполнило свою гуманитарную миссию ещё на стадии съёмок! Такая добрая история — это уже большое достижение. Расскажите, критерий успеха в кинокарьере — какой он для Вас?
— Буду честен: я хочу держать в напряжении всех режиссёров мира. Я хочу, чтобы они понимали, что я каждый год или раз в два года буду выдавать фильм, с которым им придётся конкурировать на всех самых крупных фестивалях. Вот это для меня будет успехом. А финальная цель: я хочу обогатить кинематограф, потому что я его очень сильно люблю, потому что кино было моим окном в мир и сделало из меня культурного и эмпатичного человека.
— Что бы Вы посоветовали начинающим режиссёрам?
— Я уверен, что ключ к счастливой жизни — это стремление к мечте. Поэтому мой совет вообще всем людям: если у вас ещё нет мечты — заведите её.
Беседовала Анна Владиславская