Ильгиз Ф.: «Ноев Ковчег – это история про спасение самого себя». Интервью с ювелирным мастером об искусстве, Армении и знаменитом кольце «Арарат»
Совсем недавно в Армении впервые побывал Ильгиз Фазулзянов – ювелирный художник с мировым именем и создатель бренда Ilgiz F. Мастера по праву называют ювелирным гением современности, одним из лучших в России. Ильгиз Ф. стал единственным ювелиром, дважды завоевавшим гран-при международного конкурса International Jewellery Design Excellence Awards, работы мастера были представлены на престижных выставках по всему миру и в коллекциях музеев Московского Кремля и Алмазного фонда России, кроме того, их выставляют на торги знаменитые аукционные дома Christie's и Bonhams. Побеседовать с Ильгизом Ф. удалось корреспонденту Армянского музея Москвы Мариам Кочарян. В специальном интервью мастер рассказал о грядущей выставке армянских ювелиров, истории кольца «Арарат» и идее коллекции изделий, характеризующих современную Армению.
Вы в первый раз в Армении?
Да, верно. Это моя первая поездка. Я прилетел по приглашению моих друзей. Хочу посмотреть город, изучить культуру, традиции, в том числе, ювелирные. К сожалению, уже на протяжении долгих лет разные обстоятельства в мире так или иначе подорвали ювелирную отрасль, в частности, покупку индивидуальных ювелирных изделий.
С чем вы это связываете?
С масс-маркетом. Обидно то, что это явление пришлось на наше время, а не позже. Массовый рынок автоматически уничтожает малых производителей, то есть ремесленников, потому что по большому счету ювелиры – это ремесленники. А в Армении огромное количество ремесленников, которые давно, возможно, по наследству занимаются ювелирным делом. Также, события в мире подталкивают к падению интереса к ювелирному искусству. Ведь нас покупают тогда, когда все хорошо. (Смеется.) Однако ко мне недавно поступило предложение организовать на ВДНХ выставку армянских ювелиров. Возможно, я буду куратором и дизайнером этого проекта. Мне бы хотелось создать совместно с армянскими ювелирами такие изделия, которые характеризовали бы современных мастеров и современную Армению. Понятно, что традиции должны остаться, но мне хочется, чтобы мы нашли совершенно новый подход к ювелирным изделиям, показали бы завтрашний день.
При этом сейчас у вас продолжается персональная выставка на ВДНХ.
Да, верно. Но она персональная только в связи с тем, что ювелиры не готовы делать авторские украшения, а тем более, чтобы они надолго «замораживались». На сегодняшний день все привыкли работать под клиента. Сделал и тут же продал. А выставочный проект – это всегда замораживание изделий надолго. Не все к этому готовы. Я надеялся, что ювелиры все же проявят себя, но, к сожалению, так не вышло. Поэтому выставка в итоге получилась, но моих работ. Изначально такого плана не было. У меня достаточно выставочных проектов. И только совсем недавно я нашел несколько мастеров, которые согласились работать на условиях выставочных проектов, только с тем условием, что я сам буду обеспечивать их материалом и платить им за работу. Я попробую это все сделать, хотя и мне самому сложно. Ведь я должен и свою коллекцию подготовить.
Есть ли среди них армянские мастера?
У меня, конечно, много знакомых армянских ювелиров, с кем я общаюсь и даже дружу. Но этого недостаточно. Нужно, во-первых, чтобы все они были разноплановые. Понятно, что каждый ремесленник думает, что он уникален. Но здесь уже я как эксперт с опытом за плечами решаю, кто сможет принять участие. Важно, чтобы не было перекликания в техниках исполнения. Например, если есть гравировщик, то второго нам не надо. Одна техника – один человек. Лучший в своем жанре.
А готово ли уже положение о конкурсе? Как будет проходить отбор?
На самом деле сейчас все очень сложно. За много лет люди привыкли делать те изделия, которые требует от них клиент. При этом, они должны быть не сильно тяжелыми, при этом, не сильно дорогими с какими-то там недорогими камнями и так далее. И мастера к этому привыкают. И уже не могут выйти за рамки этих представлений. У них просто не остается времени на настоящее творчество, на искусство и процесс его воплощения. В любом случае одно условие останется неизменным – все ювелиры должны быть армянами. Но сейчас протокола как такового пока что нет.
Чем отличается искусство от ремесла?
Когда где-либо появляются уникальные работы ювелиров, то, к сожалению, не все из этого можно назвать искусством. Есть единичные экземпляры, которые можно отнести к произведениям искусства, но в основном, все занимаются ремесленным делом. Ювелир изначально закладывает в голове мысль о продаже, а это идет вразрез с искусством. Поэтому художники и скульпторы не считают ювелиров художниками. Это всегда спорный вопрос. Ювелирное искусство – это умение профессионально владеть традиционными техниками, вложить в изделие смысл, идею и, конечно же, в современной подаче.
Значит у ювелира должно быть базовое художественное образование?
Нет, совсем не обязательно. Мышление другое, понимаете? Все дело в мышлении, когда в каждый предмет закладывается смысл и идеология, которые передают зрителю во время просмотра некий код. Код будущего. Сейчас я не беру в расчет художников с мольбертами условно на улице, выискивающих клиентов, я говорю о тех художниках, которые закладывают мысль в произведение для того, чтобы работа ожила. Часто, разговаривая с художниками, они вдруг в процессе долгих бесед, начинают говорить о своих мыслях, о мечтах, но у них не хватило финансов на их воплощение. Хороших мастеров много. Но не каждый готов создать произведение искусства просто для того, чтобы оно было. Потому что он понимает, что ему надо потратить время, деньги, другие ресурсы. Поэтому каждому художнику необходим меценат. Но опять же, если художнику или скульптору легко найти такого мецената, то ювелиру сложно.
Почему?
Потому что, стереотипы. Первое, если человек занимается золотом и бриллиантами, значит у него все хорошо, и помогать ему не надо. Второе, картина или скульптура – это всегда большие, бросающиеся в глаза предметы. Ими можно каждый день любоваться. А вот ювелирные изделия мы обычно храним в шкатулке и достаем время от времени. Вы не будете каждый день их доставать и лицезреть. В основном, меценатами, как ни странно, являются мужчины. Им нравится коллекционировать. Женщины, конечно же, тоже коллекционируют, но в основном нечто бытовое: вазочки, фигурки, куклы. Женщин, коллекционирующих ювелирные изделия, очень мало. Ведь она сама должна как-то зарабатывать, быть успешной. А для мужчин украшения, которые являются в основном атрибутами женской красоты (серьги, кольца, ожерелья), не очень-то и интересны. Если бы ювелиры делали только настольные предметы, тогда, возможно, это бы заинтересовало мужчин. Кто-то бы к ним приехал, обратил бы внимание на предмет, стоящий на столе, и тем самым меценат повысил бы свой статус в глазах коллег или знакомых, потому что предмет порадовал бы других людей, как картина на стене или скульптура.
У вас есть замечательная работа кольцо «Арарат». Расскажите, как появилась идея? И где сейчас хранится кольцо? Нашло ли оно своего хозяина?
На самом деле, это коллекция гор, и кольцо «Арарат» одно из данной коллекции. Сейчас оно находится в моем архиве. Вообще, кольца-горы – это аллегория на собственный путь и успех протяженностью в 30 лет. Когда мне говорили, что я на вершине, что я достиг высот, я все думал, а как же мне запечатлеть это состояние? Так появились кольца. Сейчас их уже тридцать в коллекции. В этом году я отметил тридцатилетие своего творчества и к этой дате я решил издать альбом «На вершине». Каждая гора – определенный год моего творчества. Это мой жизненный путь, преодоление, мастерство. Пока коллекцию никто не видел, но в скором времени выставка состоится. Я на это надеюсь. Если появится кто-то, кто выкупит всю коллекцию, то право первенства показа перейдет к обладателю.
Почему Арарат?
Во-первых, история Арарата интересна. Второе, это гора раздвоенная. В то время моей жизни передо мной стоял важный выбор – куда мне направляться? Две горы – одна маленькая, другая выше. Чем же мне заниматься: масс-маркетом или искусством? Это совершенно разные вещи. И я выбрал творчество, то есть высокую гору. Я не нашел такой же раздвоенной горы, которая олицетворяла бы мою задумку. А основа горы – это ковчег. Ноев Ковчег – это история про спасение самого себя. Это тот же самый выбор. Возьми в свой ковчег только самое необходимое.
Есть ли у вас мысль о педагогической деятельности в Армении?
Пока что такой мысли нет. Есть масса проектов, в которых я занят. Нет просто времени на преподавание. Ведь в педагогике надо отдавать себя. Но у меня есть предложение о создании офиса-мастерской в Армении. Я пока думаю об этом. Производить ювелирные изделия в России с каждым годом становится все сложнее, а в Армении все намного легче. Вполне возможно, что переезд облегчит мою творческую деятельность. Тем более, что лететь-то недалеко.
Любите ли вы коллаборации?
Да, я всегда стараюсь сотрудничать с коллегами. Из последнего – работа над настольными часами «Лукоморье» совместно с Константином Чайкиным [российский изобретатель, часовой мастер – прим. ред.]. На сегодняшний день люди вообще должны объединяться. Но без одного руководителя – невозможно. Лидером должен стать художник, а его команда должна разделять идеи этого самого художника. Тут не места амбициям разных мастеров. Есть художник и его видение, а команда должна работать над одной идеей.
Любимый ювелир?
Любимых не может быть. Потому что я могу только наблюдать. Я слежу за всеми на мировом пространстве. Но для творческого человека «любить» каких-то мастеров просто нереально. Ты должен наблюдать. Важно не повториться. У меня огромная библиотека. И когда я что-то задумываю, я обязательно держу в голове мысль о том, чтобы это не было ни на кого похоже. Очень важно создать свой стиль и свой почерк, узнаваемость. Мои работы стали узнаваемы благодаря кропотливому труду в течение первых 15 лет. Важно найти собственное Я. А мастеру – вдвойне. Поэтому совет молодым ювелирам – набирайтесь опыта, чтобы найти себя «уникального». Ведь настоящим ювелирным искусством сейчас мало кто вообще занимается.
Любимый художник?
Николай Фешин.
Любимая книга?
Из любимых художественных нет. Но я много читаю книг по философии и психологии.
Любимая страна?
Россия. Эта страна мне ближе.
Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване
Фото обложки: из архива Ильгиза Фазулзянова