Дадиванк — «место очищения». В Высшей школе экономики проходит выставка «Чистота»
В Высшей школе экономики (ВШЭ) до 15 апреля проходит фотовыставка «Чистота». Её организаторы — студенты 2 курса ближневосточной секции Школы Востоковедения ВШЭ. Выставка проходит в гибридном формате — виртуальная часть размещается на сайте Школы востоковедения, а физическая — в корпусе ВШЭ на улице Старая Басманная.
На выставке «Чистота» представлены образцы искусства Ближнего Востока, относящиеся к разным временным периодам — от первых цивилизаций до сегодняшнего дня. В каждом объекте по-своему раскрывается понятие чистоты, которое не всегда лежит на поверхности. Двадцать экспонатов отображают философские воззрения, религиозные концепции, культурные феномены разных стран от Ирана до Марокко и от Армении до Йемена.
Виртуальная часть выставки «Чистота» — hse.ru/ba/oriental
В число экспонатов выставки входит и эпиграфика. Объектом внимания Карена Гаспаряна стали надписи, высеченные на стене Соборной церкви монастыря Дадиванк. В них говорится о назначении этой церкви — быть местом очищения грехов.
Дадиванк, или Хутаванк (арм. «монастырь на холме») — монастырский комплекс в Карвачарском районе Арцаха (Нагорного Карабаха), являющийся шедевром армянского средневекового зодчества. Согласно летописным источникам, самые ранние из которых упоминают место под названием Дадиванк в IX веке, он возведён на месте могилы св. Дади, помощника ап. Фаддея, принесшего христианство в Армению в I веке. На протяжении веков монастырь был центром армянской религиозной и светской жизни, а его владения охватывали обширные территории.
Начиная с 70-х годов XII века в Дадиванке восстанавливаются старые здания и возобновляется строительство новых культовых и светских сооружений, о чём свидетельствует большое количество сохранившихся настенных надписей. Армянские тексты, высеченные или же выполненные красной или белой краской на каменных стенах храмов в Дадиванке, содержат информацию о строительстве представителями родов Хаченского княжества различных построек монастыря и об имущественных дарах монастырю. Эти тексты свидетельствуют о стремлении представителей армянских княжеских родов XII–XIII веков принести пользу обществу и Церкви, чтобы очиститься от грехов и получить воздаяние свыше.
Одна из известнейших надписей Дадиванка находится под рельефным изображением ктиторов, держащих модель храма, на южном фасаде Соборной церкви. Авторство текста принадлежит княжне Арзу Хатун, супруге государя Атерка и всего Верхнего Хачена Вахтанга. Она построила Соборную церковь на месте упокоения своих сыновей Асана и Григора: «…взяв обязательство, с великой надеждой и старанием построила сие место очищения от грехов во спасение душ их и моей, и дочерей моих и всех родичей <…> И так утвердилось святое место очищения в году 663 (1214) армянского исчисления. Во славу Бога и во благоденствие святого монастыря, и установили [мы] в наследство для церкви сёла и хутора с их границами…».
Арзу Хатун в своей надписи дважды употребляет слово «քաւարան» [kʿawaran], которое в переводе с армянского означает «место очищения, покаяния». Этим словом она называет построенный ею храм — место, где каждый может очиститься от своих грехов, поскольку княжна считала, что ранняя смерть сыновей — это наказание за её грехи.
Среди других надписей Дадиванка интересен следующий текст: «Волею Бога я, Мамкан, дочь …Дадэ …Отчизну <…> …подарила Святой Соборной [церкви] 1 чорецац (мера) земли, 20 крестьянских домов, 1 водяную мельницу, серебряный короб и отменную ризу <…> да будут благословенны Богом вершители сей надписи, и кто расстроит, да будет проклят чужими и ближними 319 владыками, да станет соучастником Каина и Иуды. Боже, помилуй Саргиса».
Материальное богатство в нашем обыденном понимании должно искушать человека. Казалось бы, средневековые армянские благотворители могли не отдавать имущество в дар, однако глубокая вера в Божий суд, на котором каждому воздастся по заслугам, приводит авторов надписей к пониманию важности земных деяний, сопровождаемых чистыми и благими помыслами.
Дадиванк, ценнейший памятник христианской цивилизации, к сожалению, оказался в центре политического противостояния. По итогам Второй арцахской войны 2020 года территория монастыря вошла в зону ответственности российской миротворческой миссии, благодаря чему монастырь удалось сохранить.
Сравнив содержание надписей Дадиванка с контекстом нынешних событий, можно выявить две противоположные стороны понимания чистоты: очищение человеческой души через созидание против культурной чистки путём разрушения и уничтожения. Акты вандализма и искажение истории обнажили проблему сохранения армянского культурного наследия Арцаха, которая стала одной из самых болезненных тем по итогам окончания активной фазы военных действий.
Эпиграфические материалы Дадиванка — это бесценные примеры особого понимания чистоты как созидательного начала человеческих мыслей и деяний.
Источник: Карен Гаспарян, Высшая школа экономики