Как Геноцид армян отразился в искусстве

Как Геноцид армян отразился в искусстве

Тема Геноцида проходит лейтмотивом через армянскую культуру XX века. Как отразился Геноцид армян в литературе, живописи, кино и музыке? Великие имена мастеров, открывших миру трагедию армянского народа через искусство, — в обзоре Армянского музея Москвы.

Аршил Горки (Восданиг Мануг Адоян)

gorki.jpg

Очень ярко тема Геноцида проявилась в творчестве одного из основателей абстрактного экспрессионизма Аршила Горки, в 1915 году ребенком вместе с семьей бежавшего из города Ван. Пожалуй, одна из самых известных в мире работ на тему Геноцида — это «Портрет художника и его матери».

Картина написана под впечатлением детской фотографии Горки с матерью, сделанной в Ване. Мать художника, Шушан, к сожалению, скончалась от пережитых страданий в марте 1919 года. Аршил, которого тогда звали Восданиг, смог бежать через Грузию в Константинополь, а оттуда на корабле отплыть в Нью-Йорк. Армянский музей Москвы писал уже, что ванскую фотографию, сделанную в далеком 1912-м, начинающий художник Аршил Горки найдет в 1926 году, перебирая отцовские вещи. Прошлое предстанет перед ним, и образ матери обретет воплощение на полотне.

Горки выполнил два варианта этой работы. Сейчас картина, датированная 1926–1936 годами, хранится в музее Уитни в Нью-Йорке. Второй вариант находится в Национальной галерее Вашингтона.

Жан Жансем

Жан Жансем. Автопортрет ǁ jansem.net

Жан Жансем. Автопортрет ǁ jansem.net

Жан Жансем — французский художник армянского происхождения. Его имя стало широко известно в Армении только в двухтысячных — уже после получения им признания во всём мире, хотя побывал он впервые на исторической родине ещё в семидесятых. А знают Жансема во всех уголках земного шара — от его фактической родины Франции до Страны восходящего солнца. Сейчас работы Жансема хранятся в главных галереях мира, а в японском Адзумино даже есть отдельный музей, названный именем живописца. Незадолго до кончины, а умер Жансем в 2013 году в возрасте 93 лет, он привёз в Армению 34 лучшие свои работы, которые вошли в собрание Музея Геноцида.

В детстве, в начале XX века, Жансему довелось пережить травму гонений. «Я помню запах дыма… Спасаясь, многие бросались в воду, а на лодках добирались до родных мест… Мы тоже бежали с греками в Салоники. Помню — море было зеленым, небо красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя. Возможно, я получил некую травму, но так как люди особо не задумывались об этом, они просто говорили: он грустный мальчик», — рассказал уже взрослый и всё видавший Жансем биографу.

Ещё юношей Жансем заинтересовался национальной травмой Геноцида и начал экспериментировать с этой темой в живописи. Вопрос гонений армян занимал его всецело. Изломанные, серые, похожие на тени фигуры — работы этого цикла трагичные и обращают на себя внимание тотальной безнадёжностью, свидетельствуют о лишении жизни целого поколения.

Аврора (Аршалуйс) Мардиганян

Аврора Мардиганян. Фото из открытых источников

Аврора Мардиганян. Фото из открытых источников

Тема Геноцида фигурирует и в немом фильме, вышедшем в 1919 году в Нью-Йорке. «Аукцион душ» был снят по книге Авроры Мардиганян «Растерзанная Армения». Семья писательницы во время Геноцида была депортирована, а сама Аврора (настоящее имя Аршалуйс) продана в гарем. Авроре удалось бежать и после полутора лет скитаний по лесным чащобам, она смогла добраться до занятого русскими войсками Эрзурума, где и была спасена американскими миссионерами.

Известно, что в съемках фильма режиссера Оскара Апфеля было задействовано более 10 тысяч армян Южной Калифорнии (в том числе и 200 детей). Все эти люди пережили гонения. Главную роль в фильме сыграла сама Аршалуйс.

Ранее считалось, что фильм потерян, но в 1994 году усилиями аргентинского армянина Эдуарда Гозанляна была обнаружена часть картины на пленке — всего 15 минут сохранившейся киноленты. Сегодня одна из копий фильма хранится в фонде Музея-института Геноцида армян в Ереване.

Уильям Сароян

Уильям Сароян. Фото: armmuseum

Уильям Сароян. Фото: armmuseum

Писал о Геноциде и американский писатель Уильям Сароян, лауреат Пулицеровской премии и «Оскара» (за литературный первоисточник «Человеческой комедии»). Размышления о Геноциде есть в рассказе «Армянин и армянин», который был написан Уильямом Сарояном в Нью-Йорке в августе 1935 года и опубликован в 1936-м в сборнике «Вдох и выдох». Последние два абзаца этого короткого рассказа стали, пожалуй, «самым известным высказыванием Уильяма Сарояна».

В рассказе «Армянин и армянин» писатель выразил стремление армянского народа к жизни, его способность к возрождению вопреки всем бедам и несчастьям. «Думаете, не возродимся, если вот мы двое, встретившись в пивном баре, двадцать лет спустя, балагурим и говорим на родном языке. Ничего вы не сможете с нами поделать», — пишет Сароян, поведавший о встрече двух армян как-то поздно вечером в Ростове…

Курт Воннегут

Курт Воннегут. Фото из открытых источников

Курт Воннегут. Фото из открытых источников

Примечательно, что Курт Воннегут считал Уильяма Сарьяна своим «крестным отцом» в литературе. Об этом писатель как-то сказал при встрече с армянским поэтом и литературоведом Генрихом Эдояном. А случилось это вот как. Эдоян отметил, что Курт похож на армянина. А Воннегут, обрадовавшись такому сравнению, ответил: «Я рад, потому что Уильям Сароян был армянином. В Америке говорят, что армянин может оставаться голодным до 12 часов, но после 12 он обязательно раздобудет себе пропитание. Ты — первый армянин из Армении, которого я вижу. Но познакомил меня с армянами Уильям Сароян. Он — мой духовный учитель».

Что касается темы Геноцида, то Курт Воннегут в XX веке рассказывает миру историю художника Рабо Карабекяна, сына армянских беженцев. Это — роман «Синяя Борода» (1987), на страницах которого Воннегут обращается к истории американского искусства XX века, архетипам войны и мотивам древнегреческой мифологии. Прототипом главного героя романа — вымышленного художника Рабо Карабекяна — стал художник Аршил Горки, семье которого пришлось оставить свой родной дом во время Геноцида армян и пережить множество лишений.

Антония Арслан (Арсланян)

Антония Арслан. Фото © Татьяна Тростникова

Антония Арслан. Фото © Татьяна Тростникова

Писательница Антония Арслан создала «Гнездо жаворонков» — роман о Геноциде, который сразу же после выхода оказался среди финалистов всех самых престижных литературных премий Италии. Роман был удостоен более 15-ти литературных премий. Он был переведен на 20 языков и неоднократно переиздавался (только в Италии — восемь раз).

Роман Антонии Арслан — воспоминание, память о том, что пришлось пережить ее семье там, на родине, такой далекой от их нового дома в Италии. Писательница рассказала подлинную историю своей семьи — деда и его брата, показав трагедию всего армянского народа, пережившего Геноцид 1915 года. 

В 2007 году сюжет романа воплотился на экране. По мотивам книги известными итальянскими режиссерами братьями Паоло и Витторио Тавиани был снят художественный фильм «Гнездо жаворонка», впервые показанный во внеконкурсной программе 57-го Берлинского кинофестиваля.

Элиа Казан (Или́ас Казанжио́глу)

Элиа Казан. Фото из открытых источников

Элиа Казан. Фото из открытых источников

История Геноцида армян и греков рассказывается в фильме американского режиссера греческого происхождения Элиа Казана «Америка, Америка» 1963 года, награжденном «Оскаром» и «Золотым глобусом». 

Родился будущий режиссёр 7 сентября 1909 года в Стамбуле в семье греческих торговцев хлопком. В 1913 году мальчик вместе с семьей переехал в Нью-Йорк, где его отец открыл магазин ковров. Мечта посвятить себя театральной деятельности жила в Элии с детства. Благодаря своим талантам он попал в престижный Уильямс Колледж.

Действие картины «Америка, Америка» происходит в 1896 году. Экранное действие предваряется суровым горным пейзажем и закадровой фразой: «Анатолия — древняя страна армян и греков».

Молодой грек Ставрос Топузоглу (его играет 22-летний Статис Ялелис) живёт в Османской империи, в анатолийской сельской глубинке, и страстно мечтает о другой жизни. Он любит свою родину, но хочет уехать на чужбину из-за того, что деспотическая турецкая власть унижает и притесняет христианских подданных. Это яркими штрихами показано в фильме. Армяне восстают против угнетателей — репрессии властей обрушиваются как на семьи повстанцев, так и на совершенно непричастных людей. В фильме есть кадры, изображающие один из первых турецких концлагерей…

Комитас

Преступления, увиденные Комитасом после депортации в 1915 году из Стамбула, вызвали у него травму — последние 20 лет жизни армянский гений провел в психиатрической клинике. О жизни Комитаса снят мультфильм армянского режиссёра Айка Саядяна «Комитас». Трагическая история великого композитора представлена аниматорами через яркие образы и современные пластические решения.

Из наших современников к теме Геноцида часто обращается американская группа System of a Down (песни «Holy Mountains», «Yes, It's Genocide»). Известен также роман Фетхие Четин «Моя бабушка», вышедший в 2020 году роман потомка переживших Геноцид армян из Бразилии Сантьяго Назаряна «Вера в аду» и много других произведений искусства в разных жанрах и направлениях… Уверены, список будет пополняться.

Посмотреть, какие есть книги о Геноциде армян, можно здесь.

В оформлении обложки использована картина Жана Жансема «Procession a la Robe Jaune». Источник: Сhristies

Как Геноцид армян отразился в искусстве