Редакция

Ещё одна версия исхода древних армян, или Действительно ли они пришли из Фракии

Редакция
Ещё одна версия исхода древних армян, или Действительно ли они пришли из Фракии

Армяне. Кто они и откуда? Ответ на этот вопрос волнует как самих армян, рассыпавшихся по всему миру, так и специалистов в разных областях исторической науки. Задолго до того, как армяне заселили высокое нагорье на юге Кавказа, сейчас известное как Армянское, оно было колыбелью народов. И об этих народах ученые владеют весьма скудной информацией. По мнению некоторых историков, для науки не слишком важно, принадлежали ли эти более древние поселенцы к разным этническим типам, имеющим свои национальные названия и языки, или же были расой, говорящей на диалектах общего родного языка и имеющей какое-то одно название. На сегодняшний день, в исторической науке принято для удобства называть их урартами — согласно названию данного этноса в ассирийских источниках.

Карта палеобалканских языков в Восточной Европе в V–I веках до н. э. Иллюстрация из открытых источников

Карта палеобалканских языков в Восточной Европе в VI веках до н. э. Иллюстрация из открытых источников

Профессор из США Мартирос Арутюнович Ананикян в своем труде, посвященном армянской мифологии, уделяет внимание цивилизационным истокам и политической обстановке тех незапамятных времен. Он отмечает, что урарты сформировали группу цивилизованных государств, главным образом сосредоточенных вокруг современного города Ван. Хотя после них и остались впечатляющие сооружения и множество клинописных надписей, свою информацию, касающуюся их политической истории, ученые черпают в основном из ассирийских источников.

Есть гипотеза, что урарты принадлежали к тем же неарийским и несемитским племенам, что и так называемые хетты, которые господствовали на полуострове Малая Азия задолго до индоевропейских племен, таких как фригийцы, мизинцы, лидийцы и вифины, пришедшие из Фракии, скифы и киммерийцы — с северного побережья Черного моря, чтобы провозгласить полуостров своим будущим домом. Не все исследователи приветствуют это мнение, считая идею — лишенной историографической почвы.

Бехистунская надпись Дария, содержащая упоминание «Армины» (др.-перс. Armina). Фото © Aryobarzan

Бехистунская надпись Дария, содержащая упоминание «Армины» (др.-перс. Armina). Фото © Aryobarzan

Утверждается, что урарты были довольно воинственны и храбро сражались со всеми соседями, лелеявшими идею о захвате их земли — вплоть до VII века до н.э., пока их страна, ослабленная и дезорганизованная непрекращающимися войнами и состоянием перманентной борьбы, не стала легкой добычей для пришедших из Фракии завоевателей — по подсчетам урартологов — в 640–600 гг.

Появление армян в Малой Азии, согласно фригийской гипотезе, является результатом массового исхода этой народности из Фракии. Ананикян ссылается на древние источники (в частности, Геродота), в которых указано, что армяне были тесно связаны с фригийцами, имели очень схожие языки и национальную одежду. Тут, следует напомнить, что данное мнение не всегда с восторгом встречается в современном научном сообществе.

Древние армяне, если верить профессору из США, который, в свою очередь, ссылается на отца истории Геродота, сражались бок о бок с фригийцами в армии Ксеркса. «Медленно продвигаясь вдоль южного побережья Черного моря, они ненадолго остановились на территории, известной в античные времена как Малая Армения, которая лежит к юго-востоку от Понта и к северо-востоку от Каппадокии», — пишет Ананикян в «Мифах Армении».

Фракийский пехотинец. Иллюстрация из открытых источников

Фракийский пехотинец. Иллюстрация из открытых источников

Высказывая точку зрения, которая считается популистской, Ананикян предполагает, что оттуда им пришлось еще раз отправиться в завоевательный поход в обетованную землю урартов, где они укоренились как военная аристократия в горных крепостях и укрепленных городах. «Некоторых прежних жителей они угоняли на север, а наиболее трудоспособных превращали в своих рабов, облагая их налогами. Этих рабов они задействовали в своих внутренних и внешних войнах и постепенно, но вполне эффективно, навязывали им свое название, свой язык, религию и цивилизацию», — говорит профессор.

Ананикян указывает на то, что кульминация слияния двух народов была неизбежна, что, конечно же, произошло — успешно и постепенно. Однако процесс прервался в Средние века, когда сельджуки захватили страну и ввергли в хаос весь общественный строй.

Барельеф с изображением персидского царя (возможно, Ксеркса). Царский дворец в Персеполе. Фото © O.Mustafin

Барельеф с изображением персидского царя (возможно, Ксеркса). Царский дворец в Персеполе. Фото © O.Mustafin

Вскоре после завоевания Урарту армянами, даже до того, как новые правители смогли организовать и консолидировать земли под властью подобной монархии, Армения была завоевана Киром (558–529 гг. до н.э.), а затем Дарием (524–485 гг. до н.э.). После стремительного наступления Александра Македонского на восток, она перешла в руки македонян. Но в 190 году до н.э. два сатрапа, подчиненные Антиоху Великому, сбросили иго Селевкидов. Одним из них был Арташес, который с помощью покинувшего Карфаген Ганнибала спроектировал и построил свою столицу Арташат на реке Аракс. За годы правления династии этого царя, ставшего легендарным героем, страна процветала и при при Тигране Великом (94–54 гг. до н.э.) и достигла небывалого величия. В 66 году н.э. ветвь парфянской династии Аршакидов укрепилась в Армении под сюзеренитетом и покровительством Рима. Первым царем из этого рода был Трдат I, ранее возглавлявший магов (зороастрйских священнослужителей) своей страны и, возможно, сделавший многое для установления в Армении зороастризма. А при Трдате II, потомке этого же царского рода, в начале IV века н.э. распространилось христианство, уже долго существовавшее в стране, но до этого часто преследуемое.

Дальнейшая история Армении — совсем другой период, о котором есть другие публикации Армянского музея Москвы.

Статья написана по материалам книги «Мифы Армении» М.Н. Ананикяна (Центрполиграф, Москва, 2020 год)

Обложка: Senderismoeuropa

Ещё одна версия исхода древних армян, или Действительно ли они пришли из Фракии