Количество или качество: как можно улучшить систему здравоохранения Армении

Количество или качество: как можно улучшить систему здравоохранения Армении

Спустя тридцать лет после обретения независимости система здравоохранения Армении добилась определенных успехов, но в целом все еще остается неэффективной, плохо управляемой и неспособной удовлетворить некоторые основные потребности армянского общества в области здравоохранения. Из-за неправильного распределения ресурсов, слабого государственного надзора, социально-экономического дисбаланса и низкого финансирования система здравоохранения Армении, к сожалению, с трудом выполняет свои обязательства. Многие уверены: решение всех проблем такого характера – создание надежной и устойчивой системы здравоохранения. Случайные методы лечения или временные решения по диагнозам, которые связаны со слабой системой, приводят население к более серьезным проблемам в плане здоровья. Доктора медицинских наук Шант Шехердимян и Нерсес Копалян подробно анализировали систему здравоохранения Армении и пришли к решению, которое поможет направить армянскую государственную медицину на верный путь.

Фото: arka.am

По мнению авторов, система здравоохранения Армении в течение последних трех десятилетий страдала от отсутствия стратегического планирования лечения и широко распространенной коррупции в стране. От этого и население стало менее здоровым. И лишь широкомасштабные реформы в области здравоохранения должны изменить приоритетность взаимосвязанных факторов: здоровье граждан, демографию и улучшение системы. Более конкретно, если качество здравоохранения в Армении не улучшится, то все другие приложенные усилия будут бессмысленны, ведь и общее здоровье граждан, и демография ослабеют.

В статье, опубликованной в International Journal for Equity in Health, осложнения и недостатки в системе здравоохранения Армении были обусловлены следующими причинами: в 60% случаев – это финансовые барьеры, в 40% – отсутствие доверия к медицинским работникам, в 28% – низкое качество диагностических обследований, в 10% – влияние отсутствия современного оборудования. Как показывают эмпирические данные, качество системы здравоохранения Армении связано с недостатками внутри самой системы страны. Увеличение медицинского оборудования и медицинских работников, конечно, не решит структурных и системных проблем. Если качество не будет улучшено, все остальные факторы будут страдать от недостаточной эффективности. Как отметила Комиссия по высококачественным системам здравоохранения в известном исследовании Lancelot Global Health, «предоставление медицинских услуг без гарантии минимального уровня качества неэффективно, расточительно и неэтично».

International Journal for Equity in Health. Фото: ncbi.nlm.nih.gov

Здравоохранение – дело дорогое, и ожидаемо, что Армения со своим низким уровнем дохода не способна полностью покрыть все медицинские расходы населения. Как показали успешные реформы здравоохранения в различных обществах, решения заключаются в методичном и справедливом распределении – разработке высококачественной и экономически эффективной системы здравоохранения. По мере реформирования здравоохранения и повышения его качества Армения может продолжать минимизировать это распределение, поскольку качественно улучшенная система здравоохранения, благодаря эффективным и экономичным механизмам, начинает удовлетворять потребности общества в области медицины. В таком случае, учитывая экономическое состояние Армении, реформы здравоохранения должны в первую очередь сосредоточиться на оптимизации: развитии эффективной и бережливой системы здравоохранения с надежным государственным надзором и акцентом на качество!

Большее количество медицинских услуг не означает улучшение медицинского обслуживания. С такой функцией (количество > качество) мы приходим к более высокой доле неприятностей. Также использование материальных ресурсов для решения проблемы не решит проблему, если сама проблема не зависит от материальных ресурсов. Таким образом, больше врачей, больше медицинского оборудования и даже больше спонсорских денег, например, не решат проблемы в системе здравоохранения Армении.

Это означает, что необходимы изменения в концепте здравоохранения в Армении. В этом контексте крайне важно принять тот факт, что решение большинства проблем здравоохранения Армении заключается не в предоставлении большего объема медицинской помощи, а в радикальном улучшении качества медицинской помощи. На самом деле, чрезмерный акцент на «большем» (например, на большем количестве больниц, большем количестве врачей или большем количестве «высокотехнологичного» оборудования) в этом случае может оказать негативное влияние на качественную медицинскую помощь населению.

То же самое можно наблюдать в инфраструктурном и «человеческом» планах. Рассмотрим, например, как численное превосходство в количестве больниц не приводит к улучшению общественного здравоохранения или улучшению здравоохранения. В Ереване, пропорционально говоря, 41 больница на миллион человек, в то время как в Лос-Анджелесе 12 больниц на миллион человек. Географически в Ереване насчитывается 47 больниц в радиусе 100 миль, в то время как в Лос-Анджелесе есть 2 больницы в том же радиусе. Качественный уровень медицинской помощи между двумя городами явно несопоставим, однако, если смотреть чисто через в плане инфраструктуры, то в Ереване намного больше доступных медицинских учреждений для своих граждан на душу населения, чем в Лос-Анджелесе. Но, как показывают исследования, больше – не всегда лучше. Скорее, это приводит даже к обратному эффекту. Те же численные соображения применимы и к человеческим ресурсам: в Армении на 1000 человек приходится 4,4 врача, в то время как в Канаде, например, на ту же долю приходится 2,6, а в Европе - 3,7. Если бы оценки основывались на соображениях такого численного превосходства, то качество здравоохранения в Армении было бы лучше или соизмеримо с качеством в Европе или Канаде. Но это явно не так – в Армении больше врачей на душу населения, но при этом качество медицинской помощи, к сожалению, значительно ниже.

Любое рассмотрение реформ на таком уровне должно учитывать роль, которую общественность будет играть в этом процессе, и в этом контексте важно отметить, что ни одно правительство не может создать адекватное здравоохранение в отсутствие готовности людей вносить свой вклад в собственное благополучие. Ответственность каждого человека за вклад в здоровье общества имеет огромное значение и никогда не может быть полностью возложена на правительство. Однако правительство может внести свой вклад в этот процесс с помощью кампаний по информированию общественности и развития культуры укрепления здоровья. Поскольку цель состоит в том, чтобы общество было в добром здравии, а также находилось в благоприятной системе здравоохранения, крайне важно признать роль отдельных людей и общества в достижении этой цели. Чрезмерное подчеркивание роли правительства в обеспечении какой-либо системы здравоохранения само по себе не приведет к хорошим общим результатам в области медицины.

Врачи больницы “Норк” во время первой волны коронавируса в Армении. Фото: Арменпресс

В более широком плане общая цель состоит из двух частей: создание и поддержание здорового населения, которое определяется максимизацией качества жизни и увеличением продолжительности жизни, и система здравоохранения, которая сводит к минимуму тяжесть при болезни или инвалидности. Эти цели должны быть сопоставимы с реформами в системе здравоохранения, где она (система) преобразуется в устойчивый и процветающий сектор. Эти реформы должны позволять Армении справляться с природными катастрофами, к которым она предрасположена, а также позволить стране производить, а не потреблять решения в области здравоохранения с помощью развития надежной научно-исследовательской, образовательной и инновационной инфраструктуры.

Как показывают количественные показатели, проблема Армении больше заключается не в нехватке ресурсов. Сектор здравоохранения Армении имеет большую часть того, что ему необходимо. По мнению Шехердимяна и Копаляна, Армении необходимо сосредоточиться на системе и процессах благого управления, расстановки приоритетов, координации и сотрудничества, которые позволили бы ей лучше и эффективнее использовать свои ресурсы. Если мы хотим улучшить медицинское образование, мы должны на действиях улучшить систему медицинского образования, а не просто читать много книг и лекций. Если мы хотим добиться лучших результатов для наших пациентов с раком, мы должны стремиться к созданию системы, которая знает, как это сделать, а не просто проводить гораздо больше операций по лечению рака.

Источник: EVN Report

Фото обложки: eurasianet.org

Количество или качество: как можно улучшить систему здравоохранения Армении