Как Артур Варданян создал манифест здоровой семьи из детского рисунка на асфальте
Из детского рисунка, нарисованного на асфальте цветными мелками, режиссёр Артур Варданян придумал необычный перформанс, увидев в изображении ребёнком семьи, где есть мама и папа, — непреходящие ценности. О том, как возникла идея создания работы из битума и мела, Артур Варданян рассказал в коротком интервью Армянскому музею Москвы.
Армянский музей Москвы: Артур, совсем недавно вы удивили зрителей выставкой тридцати трёх работ на религиозную тему, где на лавашах проступили после выпечки в армянском тонире лики Спасителя. И вот публика услышала о вашем новом, весьма необычном проекте — картине на асфальте. Расскажите, что за интригующая история?
Артур Варданян: Идея возникла внезапно. Я просто шел по улице и увидел в принципе обычную вещь: детский рисунок, нарисованный на асфальте мелками. На нем была изображена семья: папа, мама, ребёнок, солнце, воздушный шарик. Эта работа засела у меня в голове…
АММ: Значит, вы не могли перестать думать об этом рисунке, настолько он вас захватил. А что было потом?
А.В.: Да, целый день этот рисунок стоял у меня перед глазами. А ночью пошел дождь, что меня очень расстроило: я был уверен, что рисунок смоет водой — думал, больше его не увижу. На следующий день я специально вновь прошел мимо того места, чтобы проверить — как рисунок. И увидел, что козырек от магазина прикрыл мел от дождя и картина не пострадала. Я расценил это как хороший знак.
АММ: Что же необычного в этом рисунке было, что вы сфокусировались на нём?
А.В.: Идея.
АММ: И что вы предприняли с этой идеей дальше?
А.В.: Мне сразу же пришла в голову мысль, что нужно сохранить рисунок. Я подумал о том, что можно вырезать этот фрагмент асфальта с ним и вставить его в рамку. В галереях мы часто видим как под картинами написано: холст, масло… А у меня будет: асфальт, мел… Почему бы и нет? Я решил найти тех, кто разрешит мне это сделать.
АММ: Как отреагировали люди на ваше желание вырезать асфальт с детским рисунком. Ведь то, что в современном искусстве — цель, задача и реализация, для обывателя — сумасшествие. Вас сразу поняли окружающие?
А.В.: В том городе, где находился этот рисунок, я пошел в мэрию. Там меня, конечно, не восприняли всерьёз и сочли умалишённым. Шутка ли — человек хочет вырезать кусок асфальта с детским рисунком и повесить у себя на стене, потому что считает это произведением искусства.
АММ: Как вам удалось растопить сердца чиновников?
А.В.: Я с ними говорил и постепенно сотрудники администрации прониклись всё-таки моей идеей. Я объяснил им, что это очень хороший рисунок, что если на него смотреть как на произведение искусства, пусть и написанное на асфальте, то таковым оно и является. Красота — в глазах смотрящего.
АММ: Какой посыл вы придали этой работе? Ведь современное искусство не существует без концепции.
А.В.: В этом рисунке на асфальте есть очень важный социальный посыл: важность традиционной семьи, которая нуждается в защите. Где мама — это мама, а не родитель № 1. А папа — это папа, а не родитель № 2. Я не хотел, чтобы на семью «наступали», плевали на неё…
АММ: В госадминистрации вам пошли навстречу? Сыграла свою роль актуальность повестки?
А.В.: Да, в итоге мне уступили: вырезали этот кусок, отдали на руки, а дырку залатали. Ну а я установил фрагмент в рамку. Так простой детский рисунок стал смыслообразующим перформансом. Может, эта идея будет иметь продолжение и люди в разных странах захотят её подхватить, как флешмоб, или она даст толчок новым идеям.
АММ: Ваша история, Артур, звучит как сценарий мини-фильма. Признайтесь, что вы придумали её сами.
А.В.: Это красивая и метафоричная история и в неё можно верить, хоть и звучит она несколько фантастично. Хотите верьте, хотите нет. Мне кажется, здесь важны не слова, а суть, которую передаёт эта картина мелом на асфальте.
В оформлении обложки использован портрет Артура Варданяна с картиной на асфальте из его личного архива