Как Айвазовский защитил опального епископа Хорена Степаняна
Каждый факт биографии Ивана Константиновича Айвазовского — отдельная новелла, в которой есть всё: и страсть, и гонения, и препятствия, и невзгоды, и смирение, и счастливый финал. Бурная энергия, уверенность и авторитет художника творили чудеса — маэстро не только успевал писать множество картин, но и помогал сотням людей одновременно, хлопоча по инстанциям и направляя письма везде куда только можно было их направить. Он пристраивал армян-беженцев из Османской империи, помогал в обустройстве любимого Крыма, хлопотал о тех, кто попал в беду и немилость. Одна из историй, связана с восстановлением доброго имени епископа Хорена Степаняна, к чему немало приложил руку Айвазовский.
Хорен Степанян — деятель национальной культуры, литературовед и переводчик. Долгие годы он служил в разных епрахиях, был одновременно настоятелем армянской церкви в Феодосии, однако из-за конфликта с одним из влиятельных прихожан, был отстранён от должности. Айвазовский очень печалился из-за таковой несправедливости и старался выручить священнослужителя, о котором был самого высокого мнения. Посредничество художника — братски-трогательно. Он знал Степаняна давно и достаточно близко, к тому же в 1899 году писал его портрет. Роль пастыря в деле укрепления армянской церкви Крыма была хорошо Айвазовскому известна. О значимости деятельности епископа он писал в письме от 20 апреля Г. Эзову.
«Архимандрит Хорен, хотя привёл в порядок церковь и успел привлечь в церковь всех армян феодосийских, но по интригам глупого священника здешнего, который с помощью родственника своего какого-то Бархударянца (секретарь Консистории в Кишинёве или в Эчмиадзине) наделал много неприятностей, и телеграммою объявлено, чтобы архимандрит не вмешался бы в имущества старокрымского монастыря и проч. Я, вы же знаете, не сторонник архимандрита, но ежели он уйдёт, церковь совершенно по-прежнему опустеет».
А вот письмо от 16 февраля 1900 года, написанное Иваном Константиновичем Католикосу Мкртичу I (Айрику Хримяну), в котором художник продолжает хлопоты о судьбе епископа, являет собой образец искреннего, эмоционального и, как станет понятно позднее, весьма эффективного ходатайства.
«Снова обращаюсь к Вашему святейшеству и прошу не оставить без внимания. Прискорбно, что жизнь такого деятельного священника проходит впустую. Видим энергию епископа Хорена во всём и более печалимся, что имеющиеся у него достоинства не используются, нужда в нём очень чувствуется везде. В своём монастыре сегодня он строит новый купол, завтра восстановит колодец, в другое время даёт на обработку сады. Армянскому народу в окрестностях Симферополя, Феодосии, Карасубазара лично проповедовал и наставлял его изучать родной язык, почитать церковь, не забывать национальную христианскую литургию. Вы знаете что для меня нет ничего личного в этой просьбе. Как армянин, я вижу обстоятельства и очень болею душой ввиду создавшегося положения. В Петербурге я также готов похлопотать в отношении епископа Хорена, если получу Ваше соизволение. И поэтому соблаговолите принять мою просьбу, обращённую к Вам в последние годы моей жизни, не оставить без внимания жизнь этого скромного и деятельного священника, ослабленного в бездействии и теперь нуждающегося в лечении».
Католикос не оставил без внимания ходатайство. Просьба Айвазовского была услышана и епископа Степаняна перевели на новую должность в Тифлис. Ещё до отправки письма живописец пригласил Хорена Степаняна для личной беседы — к себе. В государственном историческом архиве Армении есть документ — краткая записка на армянском языке, написанная Иваном Константиновичем. Вот её перевод: «Почтенный Святейший отец! Не смогли бы Вы в семь часов вечера прийти ко мне сегодня? Вскоре отправимся в Петербург, рад буду перед поездкой увидеться. Остаюсь покорным слугою Ов. Айвазовский».
Епископ приглашение художника принял. Они долго бесдовали наедине. Минас Саргсян в биографии Айвазовского предполагает, что восьмидесятидвухлетний художник тогда решил упорядочить свои дела перед отбытием в Петербург и епископ помог ему составить завещание, так как в тексте чувствуется влияние учёного монаха.
Приведение в порядок документов было весьма своевременным мероприятием, вскоре после возвращения из столицы, в апреле 1900 года (по старому стилю) Айвазовский скончался. Отпеть мариниста епископ Хорен Степанян прибыл лично, произнеся взволнованную речь над гробом художника, бывшего ему и другом, и благодетелем.
Сам архимандрит пережил Айвазовского ровно на полгода, скончавшись в Тифлисе в ноябре того же, 1900 года.
По материалам книги Минаса Саргсяна «Жизнь великого мариниста» (Феодосия, Москва: Издательский дом «Коктебель», 2010 год)
и ресурсам онлайн-журнала Третьяковская галерея
В оформлении обложки использован фрагмент работы И.К. Айвазовского «Автопортрет» (1892). Источник: Culture