Воплощение образа Комитаса в живописи Оганеса Зардаряна: «пусть выпал снег, но на дворе всё же весна»

Воплощение образа Комитаса в живописи Оганеса Зардаряна: «пусть выпал снег, но на дворе всё же весна»

История Армении была одним из лейтмотивов творчества народного художника Армянской ССР Оганеса Мкртичевича Зардаряна. Интерес к армянской истории и к образам замечательных деятелей её культуры сближал Зардаряна с художником Егише Татевосяном, которого он называл в числе своих учителей. Возможно, не случайно первая историческая картина Оганеса Мкртичевича была посвящена именно Комитасу — армянскому композитору, чьи произведения целиком построены на армянском народном мелосе, очищенном от иноземных влияний. Не раз изображал Комитаса и сам Егише Татевосян, друживший с ним.

Работа Оганеса Зардаряна над образом Комитаса началась в 1947 году и была связана с конкурсом на его портрет. В период между 1947-м и 1951 годом Зардарян посвятил Комитасу три картины. Каждый раз художник ставил перед собой цель — дать глубокое представление об образе великого композитора.

Картинам предшествовали многочисленные эскизы. Зардарян не хотел, да и не мог по самому складу своего дарования ограничиться простым портретом. Он стремился сделать портрет композиционным. «Тяготение к картине, столь характерное для его творчества, сказалось и здесь. Вместе с тем Зардаряну чужда чисто жанровая, повествовательная трактовка портрета-картины. Именно поэтому из всех эскизов выбраны были решения, наиболее синтетические и наименее повествовательные», — отмечает искусствовед Илья Цырлин в своём исследовании, посвящённом армянскому живописцу.

Оганес Зардарян. «Комитас в Эчмиадзине», 1947 / komitas.am

Первому варианту картины Оганес Зардарян дал название «Комитас в Эчмиадзине». Композитор изображён на террасе своего дома. Слева стоит рояль, в правой части полотна открывается широкий пейзаж окрестностей Эчмиадзина. Комитас стоит в спокойной, задумчивой позе. Весь облик его исполнен внутреннего достоинства, он благородно прост и сдержан. На нём белый подрясник и накинутая на плечи чёрная ряса — Комитас был священнослужителем, ряса была его неизменным одеянием, только за границей во время концертов он сменял её на светский фрак. Илья Цырлин, обращаясь к этой картине, замечает, что Зардаряну не хотелось подчёркивать церковную сторону биографии Комитаса, и поэтому накинутая небрежно на плечи ряса вовсе не воспринимается как облачение священнослужителя. Чёрное и белое в одежде придают облику Комитаса особенную строгость и некоторую даже аскетичность, вполне адекватную выражению замкнутости в его лице и жесту его сложенных, как бы сдерживающих друг друга худых рук. Вместе с тем чёрно-белая одежда выделяет фигуру композитора на фоне пейзажа, светлой стены и яркого ковра, лежащего на полу. Вся композиция картины строится на очень чётких горизонталях — горизонт, терраса, рояль, подчёркивающих энергичную вертикаль фигуры Комитаса, поддержанную вертикалями стены и тополей вдали. Эта композиционная чёткость и лаконичность, как и в большинстве работ Зардаряна, сообщает картине определённость и законченность.

Оганес Зардарян. «Комитас за работой», 1948. Национальная галерея Армении

Однако сам художник не был удовлетворён своим произведением. Именно поэтому, закончив первый вариант, Оганес Зардарян сразу же начал работать над новым. На этот раз гораздо полнее и отчётливее выступила портретная сторона замысла. В новой композиции — «Комитас за работой» — Зардарян придерживается классического типа поколенного композиционного портрета. Комитас стоит лицом к зрителю у рояля. Фоном является часть известной картины Егише Татевосяна «Джан-гюлум», с национальным и песенным характером которой переплетается творчество самого Комитаса. [Джан-гюлум («нежная роза») — хоровые народные песни, исполняемые в весенний праздник цветов и сопровождаемые гаданием. После каждого четверостишия, напоминающего по своему характеру русские частушки, повторяется припев «джан-гюлум». — Прим. ред.] На Комитасе уже не ряса, а домашний халат. Сам Комитас моложе, чем на картине «Комитас в Эчмиадзине», его лицо более оживленное, глаза смотрят прямо перед собой. Это придаёт выражению его лица динамичность, передаёт состояние творческого вдохновения.

Егише Татевосян. «Джан-гюлум» (декоративное панно), 1907. Национальная галерея Армении

«Новое решение образа Комитаса значительно дополняло прежнее, но всё-таки и оно было в известной мере односторонним. Стремление к решениям обобщающим, типичное для всего творчества Зардаряна, заставило художника ещё и в третий раз взяться за разработку образа Комитаса, и нет сомнения в том, что этот третий вариант картины, названной художником просто „Комитас“, представляет собой во всех отношениях решение более совершенное, чем оба прежних», — говорит Илья Цырлин о поиске Зардаряном наиболее совершенного способа передачи образа Комитаса.

В песне Комитаса «Весна» («Գարուն ա» / «Гарун а») есть слова «весна, но выпал снег…». Именно они явились своего рода эмоциональной основой третьей картины. На окне Оганес Зардарян изобразил букет фиалок, а за окном — горы, покрытые снегом. В своей комнате у рояля стоит Комитас. В стремлении к исторической достоверности Зардарян нашёл подлинный рояль композитора и писал именно его. Образ Комитаса ближе к первому варианту, но в отличие от него исполнен не только суровой сдержанности, но и напряжённой мысли. Комитас задумался, он погружён в размышления. Перед нами не только музыкант, но и человек и мыслитель. Быть может, он вспоминает о страшной резне армян в Османской империи, свидетелем которой он сам был и от которой чудом спасся. Глубоко потрясённый, Комитас до самой смерти не мог забыть ужасных сцен той трагедии. «Может быть, потому так скорбен взгляд его полузакрытых глаз. Перед внутренним взором его проходит вся трагическая судьба родного народа. И всё-таки он не только скорбен. Он твёрд, он верит в возможное счастье. Пусть выпал снег, но на дворе всё же весна», — прочитывает Илья Цырлин смыслы, заложенные Зардаряном в облик Комитаса.

Оганес Зардарян. «Комитас», 1951. Национальная галерея Армении

Комитас представлен не в конкретный момент жизни. В своей третьей работе Зардяряну удалось достичь именно того обобщения, к которому он стремился, ему удалось дать целостное и глубокое представление о личности и творчестве великого армянского композитора.

Неизмеримо богаче этот портрет и по композиции и особенно по колориту. Портрет «Комитас» светлее, сложнее и живописнее. И дело не только в том, что Зардарян, в третий раз возвращаясь к образу Комитаса, учёл опыт и недостатки двух предыдущих решений. Решающим, как отмечает Илья Цырлин, было то, что в годы, прошедшие между созданием картин «Комитас в Эчмиадзине» (1947) и «Комитас» (1951), всё искусство Зардаряна в целом формировалось и крепло, росло и совершенствовалось его дарование, создавались новые картины, портреты, пейзажи. Подойдя к картине о Комитасе ещё молодым художником, последний её вариант он писал уже сложившимся мастером.

Подготовлено по материалам: И.И. Цырлин. Оганес Мкртичевич Зардарян. Москва : Советский художник, 1960.

Воплощение образа Комитаса в живописи Оганеса Зардаряна: «пусть выпал снег, но на дворе всё же весна»