Театр Ованнеса Абеляна: история и формат работы культовой точки Ванадзора
Прогуливаясь по Ванадзору, столице Лорийской области, многие могут заметить серые тона этого города. Заводы Кировакана (так назывался город в советские годы) создали ему репутацию промышленного центра Армении. Хотя неувядающий аромат текстиля все еще выдает прошлое города, эти фабрики уже давно не функционируют. Скорее всего, именно прежняя репутация старого Кировакана смущает некоторых туристов и отталкивает от города. Однако в Ванадзоре, конечно же, есть на что посмотреть – например, театр Ованнеса Абеляна.
Ванадзорский театр Ованнеса Абеляна, построенный архитектором Грачиком Амирбекяном в начале ХХ века, находится всего в нескольких метрах от Ванадзорского музея изобразительных искусств. На территории театра Ованнеса Абеляна всегда кипит жизнь, даже в такие трудные времена, связанные с пандемией. «Художникам очень трудно. Актёр не может жить без сцены и зрителей, поэтому, хотя мы должны соблюдать положения, связанные с COVID-19, мы всё равно должны находить выход из ситуации. Это также уникальная возможность понять масштабы своего творчества, и мы постепенно находим способы поддерживать связь с аудиторией и восполнять пробел, связанный с таким долгим расставанием», – говорит Ваге Шахвердян, руководитель театра.
До основания театра, когда город назывался Караклис, профессиональные актёры создавали любительские труппы и путешествовали из города в город по всей Армении. Один конкретный актер не только участвовал в спектаклях, но и старался помочь, чем мог. Когда в 1931 году был основан театр, его назвали в честь этого актера – Ованеса Абеляна.
В театре, который гастролировал по всему миру и принимал всемирно известных актеров, нет недостатка в молодых талантах. Есть даже актеры, которые работают здесь уже 50 лет. Ваге Шахвердян очень щепетилен, когда дело доходит до отбора актеров: «Видите ли, одна из главных традиций этого театра – ценить и развивать качество и талант, поэтому я несу ответственность за этот очаг. Я не могу выбрать актера, не подойдя к этому вопросу серьезно, потому что они – главная часть театра».
Во время пандемии театр устраивал спектакли под открытым небом и предоставлял зрителям большое количество записанных спектаклей из своих архивов. Две специальные постановки даже были показаны на телевидении. Шахвердян говорит, что они долго искали альтернативные места для проведения своих постановок, но всё никак не находили. «Мы искали более камерную обстановку», – говорит руководитель театра и добавляет, что они рассматривали небольшой зал в доме-музее писателя Степана Зоряна, который мог вместить около пятидесяти человек. Однако, когда Ваге и команда увидели сад, они поняли, что нашли то, что искали так долго. «Именно там родилась идея исполнить «Яблоневый сад» писателя в его собственном саду», – говорит Шахвердян.
Ваге Шахвердян видел как расцвет, так и времена упадка этого театра. С момента основания театра, когда была поставлена первая пьеса «Раздражение», в ней всегда были аншлаги. Он помнит, как в 1980-е годы театр процветал, и даже землетрясение 1988 года не смогло сломить дух артистов. После двух недель неразберихи театр поднялся на ноги, команда была уверена, что в тот период люди нуждались в искусстве больше, чем когда-либо еще. В 1980-е годы слава этого учреждения культуры гремела по всему СССР.
«Возможно, это прозвучит нескромно, но в то время это был ведущий театр Армении. Мы ставили нашу знаменитую пьесу ”Три сестры" в разных странах, включая Францию, Литву, Португалию и Латвию», – делится Шахвердян. В советские годы правительство, стремясь к развитию образованного общества, давало возможность ходить в театр всем желающим, предоставляя им абонементы – как рабочему, так и ученому, учителю и врачу. Шахвердян говорит, что культурные учреждения всегда были переполнены людьми. Даже в темные и холодные 1990-е годы, когда протекала крыша и не было отопления, театр Ованнеса Абеляна не сдавался. Было ненасытное желание наполнить темноту и холод искусством.
Подарок Параджанова
«Много лет назад я исполнил постановку ”Дрожит пол" Михаила Бузника. Во время одной из репетиций мне сказали, что Бузник находится в Кировакане и хочет присутствовать на репетиции. После этого он сказал, что хотел бы пригласить своего друга Сергея Параджанова на премьеру спектакля. Без колебаний я сказал: "Конечно! Никаких проблем!"», – вспоминает Шахвердян. Он признаёт, что пьеса была очень смелой для тех времен, и тогда за такие спектакли могли даже посадить в тюрьму. Однако после премьеры Параджанов поднялся на сцену и произнес прекрасные слова:
«Перед спектаклем я пошел в дом актрисы Верико Анджапаридзе (известной грузинской актрисы) и сказал, что мои приятели из Армении вечно звонили и напоминали мне, чтобы я сходил на этот спектакль, так что дайте мне что-нибудь на память. Она подарила мне чудесный кувшин, который я оставил в машине, потому что подумал, что если выступление будет плохим, то я не подарю его вам».
На следующий день Городской комитет и Центральный комитет Коммунистической партии начали обсуждать вопрос об увольнении Шахвердяна из театра. Дело долго до суда. Художественный руководитель театра в конце концов оказался в кабинете Карена Демирчяна, первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Армении. Встреча была короткой и содержательной: «Карен Серобич сказал: "Держи это (кувшин) при себе, но ты хорошо справился"». Кувшин, подаренный Параджановым, до сих пор бережно хранится в доме Ваге Шахвердяна.
Источник: EVN Report, The Art of Vanadzor, Armenia’s Erstwhile Industrial City by Kushane Chobanyan