Армянская опера: от истоков до наших дней
Армянская опера — явление особенное, можно сказать, исключительное и формирование ее как жанра произошло постепенно, благо в музыкальной истории Армении сформировались все предпосылки к ее созданию.
Истоки армянского музыкального театра ведут в глубину веков. Его первоисточником полноправно считается армянский мелос: народное песнетворчество и инструментальная музыка.
В жанрах народной песни, предшествующих опере, главенствовали: эпические и исторические («Сасна Црер», «Мокац Мирза»), лирические («Сона яр», «Вард кошикс»), шуточные («Абрбан», «Чем крна»), ритуальные и трудовые песни («Джан гюлум», «Хане-хане»).
Инструментальная же музыка была главным сопровождением к народным песням и танцам — групповым и одиночным, мужским и женским. Театральные постановки с музыкальным сопровождением также создали благоприятную почву для формирования оперного жанра.
Как известно, опера — один из сложных видов музыкального искусства, вобравший в себя несколько его видов: пение, танец, литература, режиссура, театр, сценический костюм, декорации, без которых невозможно представить оперу. При этом, каждый композитор стремился выразить национальный и индивидуальный музыкальный стиль, отражающий историю и культуру эпохи, ее самобытность и неповторимый колорит.
Армянские композиторы XIX века стремились воплотить мечту о создании национальной оперы. Первую оперу создал Тигран Чухаджян (1837-1898), который жил и работал в Константинополе. В своих произведениях он умело сочетал методы европейского музыкального выражения с ладовыми особенностями армянской духовной и народной музыки. В Константинополе же были поставлены его оперы «Уловка Арифа» (1872) по мотивам пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», которую ввиду начавшихся на армян гонений турецкое правительство разрешило к постановке только на турецком языке, «Кеса Кехва» (1874), «Леблебиджи» (1876), «Аршак Второй» (1868), занимающий центральное место в творчестве. «Аршак Второй» — монументальная историческая поема, рассказывающая об исторических событиях Армении IV века и сценах из жизни царя Аршака (либретто Товмаса Терзяна). Музыка оперы сформировалась под сильным влиянием интонационной сферы итальянского оперного искусства. Однако начало оперного пути уже было заложено, и вслед за Чухаджяном другие армянские композиторы стали пробовать свои силы в оперном жанре. Например, к этому жанру обращался Комитас (1869-1935), работавший над оперой «Ануш», но не окончивший ее, а также Макар Екмалян (1856-1905) и Григор Сюни (1876-1935). Однако их обращение к опере носило экспериментальный характер.
Следующим к жанру оперы обратился Армен Тигранян (1879-1950), создавший знаменитую «Ануш» (1912). Написанная по одноименной поэме Ов. Туманяна лирическая «Ануш» вобрала в себя лучшие интонации армянского мелоса. Опера посвящена теме любви и социального неравенства, разрушительной силе устаревших традиций, порицанию живого чувства главных героев. Яркий национальный колорит и запоминающиеся мелодии песен и арий обеспечили этой опере всенародное признание и любовь. Позднее Армен Тигранян написал историческую оперу «Давид-бек», где мастерски обрисовал сцены армянского восстания против персидских захватчиков. Создавая образы главных героев, композитор не забывал и о характеристиках масштабных народных сцен, используя в опере мотивы гусанских и военных песен.
Новый этап развития ознаменовала опера «Алмаст» Александра Спендиаряна (1871-1928). Композитор работал над ней до конца своей жизни, но постановку так и не увидел. Примечательно, что завершающие штрихи в работе над оперой осуществит ученик Римского-Корсакова Николай Штейнберг. Опера «Алмаст» (1930) — уникальная и по своему сюжету, и по своей глубине. Она написана по мотивам поэмы Ов.Туманяна «Взятие крепости «Тмук» и затрагивает тему предательства своего народа в корыстных целях, а также тему возмездия. В опере присутствует большой психологический накал. Большое место в ней занимают народные сцены, где отображается героико-патриотический дух и глубокий драматический конфликт армянского и персидского миров. Постановкой «Алмаст» ознаменовалось открытие Оперного театра в Ереване (1930).
Армянская опера продолжала свой путь развития и совершенствования в творчестве нового поколения армянских композиторов. Так, Анушаван Тер-Гевондян (1887-1961), основавший оперную студию, предтечу оперного театра, создал оперы «Седа» (1921) и «В лучах Солнца» (1950); композитор Аро Степанян (1897-1966) написал пять оперных произведений, внесших большой вклад в развитие оперного жанра: «Храбрый Назар» (1934), «Давид Сасунский» (1936), «На рассвете» (1938), «Нуне» (1947), «Героиня» (1950).
Созданная Аро Степаняном первая социально-сатирическая опера «Храбрый Назар» была написана по мотивам одноименной пьесы Дереника Демирчяна. В ней впервые в музыке были использованы приемы гротескного отображения образов главных героев, а опера «Давид Сасунский» была первой эпической оперой, где музыкальные сцены воплотились с особой масштабностью и патетикой.
Целый ряд ныне малоизвестных композиторов пробовали свои силы в оперном жанре, например, Каро Закарян (1895-1965), написавший оперу «Марджан» (1941), Вардгес Тальян (1896-1947) — неоконченную оперу «Рушанская скала» (1938), Антон Маилян (1880-1942) оперу «Сафа» (1939), Левон Ходжа-Эйнатян (1904-1954) написал пять опер, среди которых примечательна «Намус» («Честь», 1945), по мотивам драмы Ал. Ширванзаде, кроме того, Левон Ходжа-Эйнатян, совместно с А. Шавердяном редактировал и инструментовал оперы «Аршак Второй» Чухаджяна и «Давид- бек» Тиграняна.
Композитор Артемий Айвазян (1902-1975) создал целый ряд опер и оперетт, среди которых примечателен «Восточный дантист» (1943) по мотивам одноименной сатирической пьесы Акопа Пароняна. Интересен композитор Андрей Бабаев (1923-1964) создавший оперы «Арцваберд» («Орлиное гнездо», 1961) и «Багдасар Ахпар» (1964) по одноименной пьесе Пароняна.
Со второй половины XX века в армянской опере произошел серьезный качественный скачок и сформировались тенденции, связанные с возникновением в музыкальном мире новейших стилей и направлений. Процесс этот был неспешным, но продуктивным. В данный период композитор Геворг Арменян (1920-2005) создал четыре оперы, среди которых выделяются: «Хачатур Абовян» (посвященная армянскому писателю и просветителю), а также первая детская опера «Маро», и неоконченная опера «Остров любви» по мотивам произведения Левона Шанта «Старые боги».
Композитор Григор Ахинян (1926-1991), являющийся автором ряда вокально-симфонических и балетных произведений, не оставил без внимания и оперный жанр. Ему принадлежат оперы «Человек из легенды» (1970), посвященная революционеру Камо, и «Цовинар» (1973).
Новые веяния в сферу оперного искусства привнес композитор с теперь уже мировым именем Авет Тертерян (1929-1994). Его «революционная» в плане музыкальных решений опера «Огненное кольцо» (1967) существенно расширила рамки музыкального восприятия и обогатила армянскую музыку новыми, современными ритмоинтонациями. Написанная по мотивам повести «Сорок первый» и поэм Егише Чаренца «Неистовые толпы» и «Сома», опера явилась своеобразным гимном идее Революции. Вторая опера Тертеряна — «Землетрясение» была написана гораздо позже (1984) и имела большой успех. Сюжет ее взят из новеллы Генриха фон Клейста «Землетрясение в Чили», в центре повествования — неразрешимый конфликт между влюбленной парой и враждебным обществом.
Обе оперы Тертеряна были поставлены в Германии, где имели большой успех.
К идее создания национальной оперы обращались также композиторы Ал. Арутюнян, Дж. Тер-Татевосян, Эд. Оганесян, Э. Арутюнян, В. Бабаян.
Александр Арутюнян (1920-2012) впервые обратился к образу армянского ашуга Саят-Новы и создал одноименную оперу (1969), пронизанную интонациями его песен.
Джон (Дживан) Тер-Татевосян (1926-1988) написал оперу «Носорог» (1968) по мотивам пьесы Эжена Ионеску, где обращается к антифашистской тематике и борьбе против тоталитаризма (опера малоизвестна).
Следующим прорывом в жанре стала опера-балет Эдгара Оганесяна (1930-1998) «Давид Сасунский» (1976) — монументальное эпическое полотно, отображающее многогранную сущность и глубину армянского эпоса.
Вторая опера Оганесяна — «Путешествие в Арзрум» (1987) написана в историко-патриотическом жанре по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина.
Композитор Эрик Арутюнян (1933-2012) создал оперу «Сказка для взрослых» (1970) по сюжету юмористической поэмы-сказки Ованеса Туманяна «Капля меда», где сатирическим музыкальным языком обличил идеи противостояния, нетерпимости и бессмысленности войн.
Наш современник, композитор Ваграм Бабаян (р.1948), чей музыкальный мир удивляет своей неповторимостью и глубиной, также обращался к оперному жанру и написал оперу «Посторонний» (1970) по мотивам романа Альбера Камю. За ней последовала опера «Письма Бетховена» (1977), где с особым драматизмом была раскрыта идея одиночества и сложных взаимоотношений человека и общества.
К армянской фольклорной тематике в операх обращался еще один наш современник — композитор Ерванд Ерканян (р.1951), создавший фолк-оперу «Мокац Мирза» (1977) и оперу «Шушаник» (1980) о христианской святой Шушаник. Стиль Ерканяна — это синтез современного музыкального ритмоинтонационного пласта и мотивов армянского народного и духовного песнетворчества.
Следующее поколение современных армянских композиторов — Юрий Газарян, Эдвард Садоян и Вардан Аджемян, также не оставило без внимания оперный жанр.
Юрий Газарян (р.1933) написал оперу «Эрнест Хемингуэй» (1983), которая была приурочена к 100-летию писателя, а ее постановка готовилась в 2002 году в Нью-Йорке. Эдвард Садоян (1938-2018) создал ряд опер, среди которых опера-монолог «Записки Марии Волконской» (1978), опера-диалог «Эй, кто-нибудь?» (1982) и «Древо жизни» (1985), а также «Григорий Просветитель» (2003) по мотивам пьесы Перча Зейтунцяна. Музыкальный язык Садояна — это сплав эпических и духовных стилей в обрамлении новейших гармоний.
С сожалением приходится отметить, что современные армянские композиторы получают большее признание за рубежом, чем в родной Армении.
Среди наших современников особое место занимает композитор Вардан Аджемян (р.1956), чья оперная музыка пронизана остроумием и жизнелюбием. Он создал две оперы: детскую оперу-сказку «Смерть Кикоса» (1976) и неоконченную оперу «Багдасар Ахпар» по пьесе Акопа Пароняна. «Смерть Кикоса» можно считать одной из лучших детских армянских опер, постановка которой впервые состоялась в Ереванском театре оперы и балета (1980).
Развитие армянской оперы охватывает большой период — с конца XVIII-начала XIX века до наших дней. Процесс развития оперы в Армении нельзя назвать простым, это живой и интенсивный рост жанра, охватывающего огромное количество стилей и форм. Процесс создания и формирования оперы органично вытекает из ранних театральных постановок, где музыкальному сопровождению придавалось все большее значение.
Идею создания национальной оперы приветствовали лучшие представители армянского общества: поэты (Ованес Туманян, Егише Чаренц), писатели (Александр Ширванзаде, Газарос Агаян), художники (Вардгес Суренянц, Мартирос Сарьян, Минас Аветисян), крупные общественные и культурные деятели (Александр Мясникян, Анастас Микоян).
Так, проявив изобретательность и обойдя турецкую цензуру оригинальным способом, поставив оперу на турецком языке в Константинополе силами любительского театра, Тигран Чухаджян выдвинул идеи национального самосознания, подлинного патриотизма и несгибаемой воли армянского народа. В дальнейшем эту идею подхватили и воплотили в жизнь несколько поколений армянских композиторов. Было написано множество исторических, лирическо-психологических, эпических, сатирических, комических и детских опер.
Армянские композиторы пробовали себя в жанрах оперы-оратории, оперы-балета, оперы-монолога и диалога, а также оперетты и мюзикла.
Многие оперы нашли свое признание и по сей день живут на оперной сцене, снискав любовь слушателей. Некоторые оперы так и остались пробой пера и это естественно. Ряд произведений, несмотря на эстетическую и культурную ценность, так и не получил должного признания и в силу социально-исторических обстоятельств не был поставлен на сцене. Однако благодаря им армянская опера получила большой опыт, приобрела самобытные черты, сформировалась и до сих пор формируется как жанр в творчестве современных композиторов.
Гаянэ Мелконян,
музыковед, педагог, музыкальный критик,
специально для Армянского музея Москвы