Оперная певица Асмик Папян: «Моя миссия – помогать родине делом, а не словами»
После 44-дневной войны известная армянская и советская оперная певица, народная артистка РА и без малого звезда оперной сцены мировой величины переехала в Армению, приняв окончательное решение остаться на родине. По ее словам, сегодня как никогда раньше стоит возвращаться на родную землю, чтобы помочь ей выйти из поствоенного кризиса. О новой должности в Ереванской государственной консерватории, первом учебнике по игре на фортепиано на армянском языке и, конечно, о классической музыке – эксклюзивно в интервью Мариам Кочарян специально для Армянского музея Москвы.
— Госпожа Папян, год назад вы стали художественным руководителем оперной студии Ереванской консерватории. Поздравляем вас с этим событием! Расскажите, пожалуйста, о планах на ближайшее время.
— Планов очень много. При Оперной студии ЕГК давно функционирует хор. В ближайшее время планируем организовать концертный вечер аргентинской музыки и танго совместно с балетными номерами. Затем сценический вариант вокального цикла Брамса «Красавица Магелонэ». Руководить этим проектом будет приглашенная пианистка из Германии.
А сценическое воплощение пройдет под руководством режиссёра Лигии Варданян. Партии разделены на четыре части: сопрано, меццо-сопрано, тенор и баритон. Помимо пения драматический артист будет рассказывать легенду о любви Петера и Магелонэ. Также, мы активно занимаемся организацией ближайшей постановки «Дон Жуана» Моцарта. Уверена, что не только для Армении, но и в целом очень важен Моцарт, без него оперная сцена беднеет. К тому же, в наших планах сценическая постановка последнего произведения Россини – сочинения «Маленькая торжественная месса».
— Как вы считаете, на что стоит обратить особое внимание в сфере музыкального образования Армении?
— Я переехала всего лишь год назад. Поэтому конкретного ответа на этот вопрос у меня нет. Тем не менее, считаю, что очень важно, основываясь на армянских древних музыкальных традициях, всё же не отставать от движений современного музыкального развития в мире в целом.
— Расскажите про проект «Давай сыграем на пианино». Почему вы решили его поддержать?
— В проект «Давай сыграем на пианино» я была введена со стороны Фонда «Амроц», куда меня зарекомендовал мой друг Тигран Дзитохцян [художник и живописец из Нью-Йорка, родился и вырос в Ереване – Прим. ред.] Я с удовольствием примкнула к этой идее, потому что всегда выступаю за культурное возрождение, особенно если это касается армянской культуры и образования. В этом плане для меня очень дорог Фонд развития национальных ценностей «Амроц» под председательством Арама Сафаряна, потому что я искренне разделяю видение фонда и его цели. Там работают люди, готовые беззаветно служить родине. Как известно, я вхожу в попечительский совет Фонда и активно участвую в тех проектах, которые касаются культуры и образования. Издание первого пособия по игре на фортепиано на армянском языке – действительно масштабное событие национального уровня, потому что наши дети до сих пор занимаются по учебникам, изданным в 70-80-х годах прошлого века. Это советская школа, в этих учебниках нет современных методик и технологий преподавания. Это устаревшие книги, и в современном мире такими уже не пользуются, а нам стоит идти в ногу со временем. Допустим, в Европе применяется очень много игровых практик обучения, чтобы заинтересовать ребенка и пробудить его желание к игре, и это правильный подход. Поэтому я приветствую проект «Давай сыграем на пианино», его цель и задачи, которые преследует автор. И немаловажен еще тот факт, что впервые издана книга-учебник именно на армянском языке. Ани Багдарясан стала идеологом написания учебника, за что ей большое уважение и кредит доверия, а Фонд «Амроц» помог с финансированием проекта и сразу же одобрил его без долгих раздумий. Все, что связано с образованием, особенно для молодых людей, Фонд поддерживает с особым энтузиазмом, что очень похвально. Отмечу, что я не пианистка, но, пролистнув пособие, увидела очень много современных техник, которые помогут детям быстрее и эффективнее освоить предложенный материал. Добавлю, что совсем скоро, 16 февраля в 18:30, состоится торжественная презентация учебника в книжном доме Zangak.
— Что вас заставило переехать в Армению после войны?
— Я всегда знала, что рано или поздно вернусь в Армению. При этом, была в долгосрочной командировке. В общей сложности, я прожила в Европе тридцать два года. Дом мой был в Вене, но ездила я и выступала по всему свету. Я думаю, что не зря именно сейчас у меня возникла такая потребность возврата на родину. Мне, как гражданке своей страны, надо во что бы то ни стало вернуть все то, что мне дала моя родная земля, а она дала мне очень многое – талант и реализацию творческого потенциала. И сегодня именно то время, когда я могу передать свой накопленный опыт, мастерство, профессионализм следующему поколению. Мне важно рассказать им, как можно добиться успеха исключительно своим пением, хорошей техникой, работоспособностью и дисциплиной. К тому же, я всегда знала, что в Европе не останусь, хотя условия моей жизни меня более чем удовлетворяли. Признаюсь, было непросто решиться, ведь я там оставила свою дочь. Но все же, именно здесь я себя чувствую нужной.
— В чем ваша главная миссия в Армении?
— Моя миссия – помогать родине делом, а не словами. Во всех вышеперечисленных мною постановках оперной студии будут участвовать армянские артисты, режиссеры, сценографы, художники, которые родились и выросли в Армении, но добились успеха на Западе, то есть зарубежом. В это тяжелое время все те, кто считает Армению своей родиной, просто должны вернуться и работать на ее благо, вернув свой так называемый долг. Я считаю, что наш общий долг – делиться знаниями и помогать своей стране встать на ноги, выйти из кризиса. Помогать – вот что сейчас можно назвать самой важной миссией. Время разговоров прошло – пора действовать.
Асмик Арутюновна Папян родилась 2 сентября 1961 года в Ереване. Окончила Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса сначала по классу скрипки, а затем и по классу вокала. Вскоре после дебюта в Ереванском государственном театре оперы и балета имени Александра Спендиарова в партиях Розины в «Севильском цирюльнике» и Мими в «Богеме» к певице пришла международная слава – она выступала на самых престижных оперных сценах мира, таких как Венская государственная опера (Донна Анна в «Дон Жуане», Рахиль в «Жидовке», Леонора в «Силе судьбы», Абигайль в «Набукко», Лиза в «Пиковой даме», а также заглавные партии в «Тоске» и «Аиде»), миланская Ла Скала (Абигайль в «Набукко»), Театр дель Лисеу в Барселоне (Аида), парижская Опера Бастий (Матильда в «Вильгельме Телле» и Лиза в «Пиковой даме») и нью-йоркская Метрополитен-опера (Аида, Норма, леди Макбет и Леонора в «Трубадуре»). Главное украшение репертуара оперной певицы – партия Нормы в «Норме» Винченцо Беллини, которую Асмик Папян исполняла во многих городах Европы и в США, за что была отмечена в старейшей американской газете The Washington Post и названа «лучшей живой Нормой».
Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване
Фото обложки: armenianweekly.com