Григор Татеваци: философ и апологет Армянской церкви
Армянское святоотеческое предание создавалось Святыми Отцами армянской церкви на протяжении столетий в различных монастырях. Неоднократно притесняемые захватчиками, просвещенные монахи хорошо понимали, что именно письменное наследие необходимо, чтобы сохранять Армянскую Церковь. Отцов Церкви записывали, хранили и передавали из рук в руки драгоценные тексты, порой ― в сложнейших условиях. В этой статье редакция Армянского музея Москвы рассказывает об одном из хранителей традиции — Святом Григоре Татеваци.
Жизнь Григора Татеваци (1346–1409)
Святой Григор Татеваци ― настоящий «человек эпохи Возрождения»: он был выдающимся богословом, философом, нравоучителем и педагогом, музыкантом и художником-миниатюристом, а также ярким проповедником и церковно-политическим деятелем.
До нас дошли некоторые сведения о его жизни. Родился он в пограничном районе Армении и Иберии в 1436 году. В 14 лет родители отправили его в школу при Татевском монастыре. Там его учителем стал Ованес Воротнеци, еще один выдающийся армянский философ, церковный деятель и педагог, основатель так называемой «Татевской философской школы». Ованес Воротнеци оставался наставником Григора Татеваци в течение долгих лет, до самой своей смерти. Он обучил Григора всем классическим наукам, он же постриг его в монахи.
В отличие от некоторых других средневековых армянских монахов-интеллектуалов (например, Григора Нарекаци, о жизни которого мы писали подробнее), Григор Татеваци не сторонился высоких церковных рангов. Учитель рукоположил его сначала в сан вартапета ― учителя, эта должность давала право наставлять паству. После смерти Воротнеци он стал главным пастором Татевского монастыря, а всего лишь к сорока годам получил сан протоархимандрита.
Наставничество Воротнеци сформировало мышление Григора, окончательно утвердив его на пути философии. Святой Татеваци был прекрасно образован не только в церковной сфере, но и светской. Его по праву называли «Вторым Просветителем» и «Всеармянским Учителем». Его перу принадлежат десятки произведений, и все они отличаются глубокой богословской и научной эрудицией автора в философских, политических, экономических, нравственных и светских вопросах.
Современники называли Татеваци «трижды великим». Он жил и работал в очень тяжелое для Армении время, когда страной вот уже 150 лет управляли монголы: это привело к упадку экономики и городов и, следовательно, к уменьшению населения.
При этом монголы-мусульмане не были единственными противниками армян. В XIV–XV веках Армянской Церкви пришлось выступить и против католической унии — в этот период не прекращались попытки Ватикана утвердиться в Армении. В то время лишь одна область Армении — Сюник — находилась в выгодном, а значит благополучном положении, что стало возможно благодаря деятельности князей Орбелян. Из Сюника благодаря этому пошло возрождение армянской культуры, искусства и науки.
В это время в Сюнике начинают действовать два крупнейших духовно-образовательных центра средневековой Армении — университеты в Гладзорском и Татевском монастырях.
Эти учебные заведения вместе с монастырскими школами внесли огромный, если не сказать ― основной, вклад в собрание средневековой армянской литературы, поддерживая древние церковные традиции и предания. Именно центры армянской духовной культуры позволили подготовить людей, которые смогли противостоять Ватикану, оказывая католикам достойное идеологическое и политическое сопротивление.
Григор Татеваци сыграл немаловажную роль в деле сохранения Армянской Церкви. Он обосновывал и защищал ее идеи, имея прекрасные знания в схоластической литературе западных теологов. К тому же, Татеваци прекрасно владел латинским языком, что помогало ему раз за разом одерживать верх в актуальных в его время богословских спорах в качестве оппонента католических миссионеров.
Татеваци активно участвовал в возвращении Святого престола Армянской Апостольской Церкви в Эчмиадзин. После падения Киликийского царства в 1375 году армянское духовенство пребывало в растерянности: нужно было выбрать новое место для католикоса. Большая часть настаивала на выборе восточного берега Средиземноморья, хотя со времён Крестовых походов там традиционно сильны были позиции Католической церкви. Татеваци настоял на возвращении резиденции в Эчмиадзин, невзирая на тяжелые условия мусульманского гнета. Сам он не дожил до этого дня, однако его ученики в 1441 году осуществили завет наставника.
Учение Григора Татеваци
Любовь, разумность и дар творения — вот три столпа, на которых, по мнению Татеваци, держится образ Божий, заложенный в человеке по Его подобию. Любовь — чтобы любить Бога и ближнего и желать добра. Разумность — чтобы учением и усердием достичь желаемого. Дар творения — чтобы созидать на благо человека и во имя Бога. Этот образ не был утрачен в армянской духовной культуре, благодаря примеру Григора Татеваци.
Святой оставил богатое литературное наследие мна грабаре — древнеармянском языке. Это проповеди, догматические, философские и экзегетические сочинения. Из трудов его наиболее известны «Толкования Притчей Соломоновых», «Толкование Песни Песней», «Толкование на Исайю» и «Краткое Толкование Псалмов», а также толкования евангельских текстов и анализ книги Иова.
Самый объемный догматический труд Татеваци — «Книга Вопрошений» 1397 года. Книга разделена на 10 томов и включает в себя 40 глав. Стиль ее написания — вопросы и ответы. Это сочинение называют энциклопедией знаний Средневековья. Считается, что именно в этой книге наиболее полно учение Армянской Апостольской Церкви. В ней рассматриваются вопросы христологии, космологии и эсхатологии. Приводится учение о Боге и Троице, Церкви, ангелах, человеке. Книга полна нравственных назиданий и толкований на Священное Писание.
Татеваци, обладавший, как мы уже говорили выше, широкими познаниями в светских науках, стремился отделить философию от теологии, придав ей самостоятельный характер. Он был автором многочисленных философских и богословских трудов, отстаивал материалистический подход к получению знаний и критиковал средневековые философские теории.
Основными для философии Татеваци являются идеи о вечной природе элементов (огня, воздуха, воды, земли) и одновременное возникновение тела и души. Он критиковал мнение Платона о душе и рассуждал о значении вертикальной походки для умственной деятельности. Кроме того, Татеваци уподоблял общество организму, в котором каждый член играет определенную роль, а нарушения социальной гармонии он объяснял еретическими движениями и чрезмерной жадностью правящего класса.
Кроме того, Татеваци подчеркивал, что утрата армянской государственности произошла не в результате божественного предопределения, а из-за ошибочной политики армянских феодалов. Он выступал за суверенитет народа, и его теории ознаменовали прогрессивный сдвиг в армянской философии феодальной эпохи, способствовавший упадку средневековой схоластики.
Обобщая, можно сказать, что Григор Татеваци ― самый «рациональный» из великих армянских богословов и, вместе с тем, его учение замечательно дополняет религиозную картину мира Армянской Церкви.
Источники:
Гевонд Оганесян — «Святой Григорий Татеваци и его Нравоучение», 2009 г.
Ruth M. Gornandt — “On Knowing and Unknowing God: Reason and Mysticism in the Armenian Theologian Gregory of Tatev”, 2023