Григор Агабабян и архитектура Еревана: от Центрального крытого рынка до Дома-музея Ованеса Туманяна
Григор Агабабян, один из наиболее ярких армянских архитекторов советского периода, принадлежал к поколению мастеров, начавших активную деятельность в 1930-х годах. С 1931-го жизнь и деятельность Агабабяна были неразрывно связаны с Ереваном. Здесь он построил свои ставшие знаковыми для города здания — Центральный крытый рынок и Дом-музей Ованеса Туманяна.
Григор Гарегинович Агабабян (1911–1977) родился в Александрополе (Гюмри) в семье служащего. В 1917 году семья переехала в Тифлис, где будущий архитектор получил среднее образование. В Ереване он поступил на архитектурное отделение строительного факультета Ереванского политехнического института, которое окончил в 1937-м с отличием. Ещё студентом Агабабян начал работать в архитектурной мастерской исполкома Ереванского городского совета, возглавляемой первым главным архитектором армянской столицы профессором Николаем Буниатяном.
Буниатян прививал своим ученикам любовь к памятникам классической архитектуры, умение постигать заложенные в них закономерности, требовал внимательного отношения к прорисовке форм и деталей, ценил мастерство графического исполнения. Ближайший помощник, а затем и преемник Буниатяна на посту главного архитектора города Марк Григорян уже в те годы оценил незаурядные способности Григора Агабабяна и затем, десятилетие спустя, привлек его к сотрудничеству по руководству застройкой Еревана.
Формирование творческой индивидуальности Григора Агабабяна происходило в условиях нарастающих темпов застройки столицы Армянской ССР и перехода к новому этапу в ее архитектуре — осуществлению целостных ансамблей. Изменение стилистической направленности советской архитектуры в середине 1930-х требовало выработки нового подхода к решению композиционных задач и осмысления богатого наследия армянского зодчества. В этих условиях Агабабян, не идя по пути стилизации и копирования предшествующих образцов архитектуры, находит выразительные пропорции и оригинальный подход в прорисовке деталей. Таковы работы, выполненные в довоенный период: среди них, например, небольшой жилой дом на улице Абовяна и здания ряда школ.
Одной из первых значительных послевоенных работ Григора Агабабяна стало сооружение Ереванского центрального холодильника [здание с искусственным охлаждением воздуха помещений, предназначенных для холодильной обработки и хранения скоропортящихся продуктов. — Прим. ред.]. Это сооружение являлось своеобразным воплощением темы производственного здания без неуместной монументализации. Ереванский холодильник, наряду с винными подвалами треста «Арарат» (арх. Рафаел Исраелян) и Коньячным заводом (арх. Оганес Маркарян), был признан образцом высокого мастерства в разработке архитектуры производственного здания.
Чувство меры в применении декоративных приемов всегда отличало работу Григора Агабабяна. Это характерно и для архитектуры жилого дома на углу улиц Теряна и Туманяна. С подлинным мастерством выполнено здесь композиционное членение плоскости фасада, удачно сочетается рисунок проемов с резными орнаментальными наличниками из белого туфа на фоне розовой плоскости стен, оправдан крупный масштаб арок первого этажа, отвечающий расположению здания на широкой улице в архитектурной среде, где доминирует монументальное здание Театра оперы и балета.
Еще одно интересное произведение Григора Агабабяна — Дом-музей Ованеса Туманяна в Ереване. Это здание по своему силуэту, пластике форм, общему масштабу естественно и гармонично завершает застройку улицы. Однако, подчинив внешнее композиционное решение здания градостроительной ситуации, архитектор в то же время сумел по возможности сохранить в интерьере такое же расположение комнат, каким оно было в доме поэта в Тифлисе, и всю среду этого дома, знаменательного для истории армянской культуры.
В творческом наследии Григора Агабабяна особое место занимают здания крытых рынков. Можно без преувеличения сказать, что он разработал своеобразный тип этого в общем-то не нового по функциональному содержанию сооружения. Центральный крытый рынок на проспекте Месропа Маштоца (с 1950-х до 1990 года — проспект Ленина) представляет собой образец органичного решения архитектурных задач с использованием возможностей современных для того времени конструкций: 1. монументальная входная арка приглашает посетителей в обширный торговый зал; 2. тонкий железобетонный свод на арках, перекрывающих тридцатиметровый пролет, был выполнен архитектором весьма изящно и создал впечатление легкости, чему способствовал и проникающий из боковых окон обильный свет. Органично вошел в архитектуру Центрального крытого рынка большой витраж главного входа, без которого нельзя представить себе интерьер этого здания.
Здание Центрального крытого рынка, созданное Григором Агабабяном в творческом содружестве с инженером А. Аракеляном, по сей день относится к архитектурным достопримечательностям Еревана. Достоинства этого здания не раз отмечались в отечественных и зарубежных изданиях по архитектуре. «Вклад Советского Союза в области архитектуры воплощен в ряде осуществленных или строящихся сооружений. В качестве примера отметим здание газеты „Правда“ в Москве (арх. П. Голосов, 1935), крытый рынок в Ереване (арх. Г. Агабабян, 1951), плотины водохранилищ на Днепре и Волге (1950–1955 гг.)», — писал итальянский теоретик архитектуры Альберто Санторис.
Творчество Григора Агабабяна многожанрово, причем в каждом из жанров — будь то жилой дом или школа, административное здание или рынок, крупное промышленное сооружение или постамент для скульптуры — зодчий шел самостоятельным путем. Его концепции неуклонно развивались в пределах каждого из этих жанров.
Григор Агабабян пробовал свои силы и в архитектуре инженерных сооружений. Примечательно решение Большого Разданского (Киевского) моста в Ереване (инженеры-конструкторы В. Пинаджян, Н. Словинский). Мост, соединяющий центральную часть города с районом Ачапняк, органически вписался в панораму одного из красивейших уголков Еревана, где доминирует возвышенность холма Цицернакаберд с комплексом спортивных и мемориальных сооружений.
Работы Григора Агабабяна неоднократно экспонировались на всесоюзных и республиканских выставках и неизменно привлекали внимание своим высоким профессиональным уровнем. На II всесоюзном смотре творчества молодых мастеров архитектуры в 1947 году, где были представлены работы 150 архитекторов, он был удостоен диплома. Председатель жюри смотра академик Алексей Щусев в числе наиболее выдающихся назвал и работы Агабабяна. На третьем смотре проектов молодых архитекторов (1951) Агабабян получил первую премию.
Творческая характеристика Григора Агабабяна будет неполной, если не упомянуть о его работе по обмеру и изучению исторических памятников архитектуры Армении. До конца своей жизни он продолжал исследовать жемчужины армянcкого зодчества и разрабатывать проекты их восстановления. Один лишь перечень обмеров, выполненных Агабабяном, говорит о широте его интересов. Здесь Птгнаванк и Аванский храм VI века, церковь в Коше VII века, Татевский и Кечарисский монастыри IX–XII веков, монастырь Воротнаванк.
Самой большой работой Григора Агабабяна, которой он занимался в последние годы, стала реставрация одного из выдающихся ансамблей средневекового армянского зодчества — Татевского монастыря, разрушенного землетрясением в 1931 году. В разработанном Агабабяном проекте предусматривалось восстановление церквей Погос-Петрос (895), Лусаворич (1225), надвратной церкви Аствацацин (XI век), а также светских сооружений монастыря.
Григор Агабабян оставил более ста акварельных и живописных работ. Это главным образом памятники архитектуры и пейзажи.
Акварельные работы Григора Агабабяна. 1. Татевский монастырь (1943). 2. Кечарис. Церковь св. Ншана (1943). 3. Церковь Кармравор в Аштараке (1973). 4. Хачкар в Коше (1974). Фото: Армянские архитекторы. Григор Агабабян. Ереван : Издательство «Айастан», 1981
Как ни обширна и многогранна была творческая деятельность Агабабяна, ею не исчерпывается вклад выдающегося зодчего в архитектуру Армении. С 1946 года он работал в Исполкоме Ергорсовета, сначала в должности заместителя главного архитектора города, а затем (1951–1959) — главным архитектором. За эти годы он многое сделал для разработки генерального плана Еревана, повышения уровня градостроительной культуры, регулирования застройки города.
С 1959 года и до конца своих дней Агабабян возглавлял работу Государственного комитета Армянской ССР по делам строительства. Руководство сложнейшим делом планировки и застройки городов и сел республики, внедрением новых типовых проектов и прогрессивных методов строительства, возведением уникальных зданий и сооружений не отрывало его от непосредственной творческой работы. Более десяти лет на общественных началах он руководил архитектурно-планировочной мастерской по разработке генерального плана Еревана в институте «Ереванпроект».
Григор Агабабян опубликовал несколько десятков статей в союзных и республиканских журналах и газетах, в зарубежной армянской печати («Пайкар» и «Лрабер»). В этих статьях предметом раздумий зодчего были насущные вопросы градостроительства, стилистического и национального своеобразия архитектуры. Агабабян неизменно отстаивал комплексный, масштабный подход к решению архитектурных задач, предостерегал от увлечения техницизмом, проявления которого стали заметнее с переходом на полносборность в массовом (жилищном и культурно-бытовом) строительстве, отвергал односторонне-эстетский взгляд на архитектуру.
«Назрела необходимость как можно скорее ликвидировать разрыв между прогрессивными методами индустриализации строительства и задачами создания полноценной в архитектурно-художественном отношении застройки <…> с учетом особенностей каждого города, района и микрорайона. Надо находить новые эстетические и прежде всего тектонические закономерности, соответствующие новым материалам, конструкциям и самому принципу сборного строительства», — писал Григор Агабабян («Города смотрят в завтра», «Промышленность Армении», 1972, № 4). Ценность и результативность теоретических концепций Агабабяна состояла и в том, что он на постах главного архитектора Еревана и председателя Госстроя республики умел последовательно реализовать их в архитектурно-строительной практике.
В архитектуре Советской Армении Григор Гарегинович Агабабян оставил глубокий след как один из выдающихся мастеров и руководителей архитектурно-строительного дела. Творчество Григора Агабабяна получило союзное признание. В 1957 году он был избран членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР. В числе наиболее видных зодчих страны он участвовал в закрытом (заказном) конкурсе на проект Дворца Советов СССР в Москве.
С 1969 года Агабабян избирался депутатом Верховного Совета Армянской ССР, был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями. Ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств и заслуженного архитектора Армянской ССР. Много времени уделял Агабабян общественной деятельности, являясь членом правлений Союза архитекторов СССР и Союза архитекторов Армении.
Григор Агабабян всегда проявлял заботливое отношение к творческой молодежи. В качестве преподавателя кафедры архитектуры Ереванского политехнического института и на практической работе он воспитал несколько поколений архитекторов. Около двадцати лет возглавляя Государственную экзаменационную комиссию Ереванского политехнического института по специальности «архитектура», Агабабян старался глубоко анализировать каждый дипломный проект, вскрывать недостатки, выявлять положительные тенденции, напутствуя добрым словом будущих архитекторов. Таким же чутким и внимательным был он в отношении ко всем, с кем сталкивался по работе.
Подготовлено по материалам: Армянские архитекторы. Григор Агабабян / составители Г.Е. Хостикян, Г.С. Аванесян; автор вступительной статьи Л.М. Бабаян. — Ереван : Издательство «Айастан», 1981.