На перекрестке культур и цивилизаций: итоги «Золотого абрикоса – 2021»

На перекрестке культур и цивилизаций: итоги «Золотого абрикоса – 2021»

Несколько дней назад завершился 18-й Ереванский Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Он был основан в 2004 году и до сих пор пользуется огромной популярностью не только среди армянских режиссёров и сценаристов, но и зарубежных представителей сферы кинематографа.

Говоря о «Золотом абрикосе», который занимает немаловажное место в армянском кинематографе, следует обратить внимание на его девиз — «Перекресток культур и цивилизаций». И это не просто так, ведь кинофестиваль является культурным мостом для различных народов, имея в качестве символа историю Армении, которая издавна служила «границей» между Западом и Востоком и стала местом слияния их культур. Фестиваль включает три основные номинации: «Международный конкурс», «Региональная панорама» и «Короткометражное кино» (или «Абрикосовая косточка»).

«Сегодня мир заполонили голливудские фильмы. Это не искусство, это бизнес. А рядом с ними создаются такие работы, которые близки душам людей, которые учат и воспитывают на реальных ценностях. Но параллельно голливудским фильмам, начинают смотреть более серьёзные и ценные фильмы. Я считаю, что в этом смысле у нас “лёд тронулся”. Секрет бытия армян кроется в любви и мире», — высказался Никита Михалков по поводу «Золотого абрикоса» на одной из премий.

Международный конкурс

В 2021 году «Золотой абрикос» прошел не в июле, как обычно, а в начале октября в связи с эпидемиологической ситуацией в мире. В рамках кинофестиваля было показано 60 фильмов, а Ереван посетило более 50 кинематографистов из разных стран мира. В международной номинации «Золотой абрикос», на котором были представлены полнометражные фильмы любого жанра со всего мира, победил фильм индийского режиссера П.С. Винотраджа — «Галька» (Koozhangal) — рассказ о безвозвратном социальном и семейном распаде. Действие происходит в тамильских регионах южной Индии. Кинокартина рассказывает тревожную историю обнищавшего алкоголика по имени Ганапати, подпитываемого бездонными резервуарами ярости, во время миссии по возвращению своей жены, которая бросила его с маленьким сыном из-за жестокого обращения и вернулась в деревню своей семьи. Это грубое, беспощадное изображение нищеты и гнева, прекрасно снятое на фоне неприступного пустынного пейзажа.

Фото: Pebblethefilm

Фото: Pebblethefilm

132001169_420592122640524_1655445544966337654_n.jpg

«Серебряный абрикос» получил фильм 37-летнего режиссера из Конго — Дьедо Амади «Вниз по течению к Киншасе» (Downstream to Kinshasa). Картина повествует о людях с инвалидностью, выживших после шестидневной войны 2000-го года в Конго. Опустошенные кровавыми событиями, они отправляются в столицу, чтобы потребовать от правительства компенсации за убытки, понесенные во время конфликта.

210414191111217.jpg

Также жюри специально выделило фильм гонконгского режиссера Цю Цзюнцзюна «Новая старая пьеса» (Jiao ma tang hui), в сюжете которого — клоун из театральной труппы, которого втягивают в преступный мир.

«Это кусочек моей собственной истории и истории моей семьи; но также и рассказ о путешествиях менестрелей, вместе странствующих по этому миру и следующему. Они мои непосредственные предки, и это моя “предбиография”», — говорит кинорежиссер из Гонконга.

Региональная панорама

В номинации «Региональная панорама», где режиссеры из Западной Азии представляют короткометражные фильмы от 5 до 45 минут, премии имени Питера ван Бюрена FIPRESCI удостоился документальный фильм «Укрощение» (Taming The Garden) грузинской режиссерки Саломе Джаши. В его сюжете — бывший премьер-министр Грузии, который увлекается коллекционированием древних деревьев вдоль побережья. Он приказывает срубать эти деревья и пересаживать в свой частный сад. Фильм переносит концепцию выкорчевывания из ее метафорического значения в гнетущую, осязаемую и в то же время сюрреалистическую реальность.

178979954_175485821109503_9056258415778909771_n.jpg

Абрикосовая косточка

В номинации «Абрикосовая косточка» с короткометражными фильмами победу одержала 22-минутная лента «Мир» (World) американской армянки Кристине Арутюнян. В основе сюжета — девушка Клодет, уже как два года переехавшая в тихую армянскую деревню. Героиня заботится о своей больной матери, которая прикована к кровати. С тех пор как столкновение с неизбежной потерей, так и ее избегание стало ежедневной рутиной Клодет.

«Серебряный абрикос» в этой номинации получил фильм французского армянина Овига Агопяна «Подземный» (Storgetnya): в туннелях армянской соляной шахты, расположенной на глубине 230 метров под поверхностью Земли, находится необычная клиника — спелеологический терапевтический центр. В «фундаменте» работы — теория древних греков о том, что богатый минералами воздух в соляных шахтах может творить чудеса для здоровья человека. Овиг Агопян глубоко не исследует контекст спелеотерапии, и он почти не предлагает прямого объяснения тому, что мы видим. Вместо этого он предпочитает просто рассказать о вечных событиях в этой подземной клинике, сотрудники которой носят белые халаты и шахтерские шлемы.

Премии имени Геннадия Мелконяна удостоилась кинокартина Овсанны Шекоян «Стойка на руках», в которой рассказывается о Раффи — молодом учителе физкультуры в маленькой сельской школе. Все резко меняется, когда один из учеников падает в обморок во время стойки на руках в спортзале.

Американский кинорежиссер Пауль Шредер получил «Талер Параджанова». В 1978 году, когда Сергей Параджанов находился в заключении, он вырезал ногтями фигурки на алюминиевых крышках бутылок с молоком и называл их «талерами». Сейчас они выставлены в его музее в Ереване, а приз, названный в его честь, представляет собой серебряную копию этих монет и отмечает выдающийся художественный вклад в мировое кино.


На перекрестке культур и цивилизаций: итоги «Золотого абрикоса – 2021»