Интервью с учредителем билингвальной школы Гоар Успенской: о репатриации и опыте укрепления армяно-российских отношений
В Ереване открылась школа с углубленным изучением языков. Отныне желающие выучить китайский или, допустим, фарси смогут сделать это хоть с первого класса. Школа именует себя не просто общеобразовательной, но, прежде всего, как заведение личностного развития полного дня со множеством творческих кружков и секций. Учредитель школы — Гоар Ивановна Успенская , почетный работник образования РФ, некогда директор московских школ с этнокультурным армянским компонентом. Мы поговорили с ней о репатриации и уникальном опыте работы сфере укрепления армяно-российских отношений.
Расскажите немного о себе. Где вы родились? Когда переехали в Москву?
Я родилась в Тбилиси. С четвертого класса переехала вместе с родителями в Москву. В 1985 году окончила Таганрогский педагогический университет. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Получила степень кандидата психологических наук. За моими плечами 29 лет педагогического стажа, из которых 26 —на руководящих позициях. В последние годы мне довелось работать в сфере социальной защиты Москвы, с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, без попечения родителей, сиротами, несовершеннолетними мигрантами и даже беженцами. На протяжении всего времени, что я жила в Москве тесно сотрудничала с армянской диаспорой, частью которой считала и себя.
С чего начался ваш путь?
Мой путь начался с работы совместно с Норайром Григорьевичем Мурадяном в далеком 1988 году [первый секретарь Спитакского райкома Компартии Армении — Прим. Ред.]. Это время совпало со Спитакским землетрясением и его последствиями. В те годы Норайр Григорьевич возглавлял московскую армянскую общину. Поэтому наша деятельность была тесно связана с гуманитарными миссиями, помощью пострадавшим, их размещением, оказанием медицинской, психологической и бытовой помощи. Так как наше учреждение находилось рядом с Институтом скорой помощи имени Склифосовского, мы оперативно включались в гуманитарную деятельность, там, где это было необходимо, где были наши соотечественники. Добавлю, что в составе армянской делегации мы регулярно ездили в детские дома, особенно в Детские Деревни SOS по Армении, привозили компьютеры, снабжали необходимыми медикаментами, всячески пытались помочь беженцам из Арцаха. Это были годы послевоенной блокады. Тогда я была заместителем руководителя армянской диаспоры Москвы и председателем армянской национальной культурной автономии северо-восточного округа. Я была всегда на связи с родиной. Каждые пять лет в составе делегации я постоянно приезжала в Армению на Всеармянские форумы по приглашению правительства. К тому же, лично участвовала в выборах католикоса всех армян от российской диаспоры.
А когда возникла идея создания в Москве армянской школы для детей из диаспоры?
Мне был всего 21 год, когда Фрунзенский райисполком северо-восточного округа Москвы предложил стать заведующей детского сада №714. На базе этого сада открылась армянская гимназия имени Сержа Джилавяна. Надо было привести в порядок обветшалое здание, построить спортивно-оздоровительный комплекс, включить в обучение детей изучение иностранных языков. Интересно, что среди малышей было много детей из армянских семей. Тогда и возникла идея создания школы с армянским компонентом. Тогда меня активно поддержала Армянская епархия в Москве в лице архиепископа Армянской Церкви Тирана [Тиран (Кюрегян) — архиепископ ААЦ, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии с 1976 по 2000 год — Прим. Ред.]. Именно он принимал непосредственное участие в решении наиболее сложных вопросов. Так, в 1998 году при содействии армянской церкви и общины открылась этнокультурная школа-детский сад (учебно-воспитательный комплекс) №1888 в северо-восточном округе Москвы с углубленным изучением армянского языка. Как сейчас помню, в 1999 году 30 девчонок и мальчишек, часть из которых совсем не владела родным языком, впервые сели за парты. Для меня всегда чрезвычайно важно было сохранить язык, культуру, национальные особенности, традиции армянских детей за пределами родины. Это было счастливое время. Вместе с тем напряженное. Случился развал СССР, приходилось все создавать с нуля, случались межэтнические конфликты. И наша школы стала островком безопасности для армянских семей. Мы делали все возможное, чтобы дети были защищены и получали образование. При этом нам удавалось участвовать в культурных мероприятиях столицы, благодаря тесному сотрудничеству с посольством, армянской церковью, диаспорой в целом. Это была первая армянская гимназия в Москве. Перед моим уходом школа стала лучшим образовательным учреждением года, и я была награждена отраслевой медалью Почетного работника общего образования РФ.
Затем вы перешли в центр образования при ЮНЕСКО. Расскажите про этот опыт.
С 2004 года я перешла на должность директора в Центр образования №264 района Отрадное, учреждение тоже с армянским уклоном. Тогда же стала помощником депутата Мосгордумы Татьяны Потяевой, которая курировала образование столицы. В 2007 году центр победил в нацпроекте «Образование» среди школ, реализующих инновационные проекты. К слову, это был первый образовательный президентский грант. И с января 2008 года мы вошли в состав Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Скажу откровенно, все это время было непросто сохранять армянский компонент. Уже тогда были разговоры об инклюзивном образовании, где не предполагалось отдельное изучение родных языков среди национальных меньшинств. Это была тяжелая работа, но все мои ученики знали армянский, читали, писали, говорили на нем. Мало того, ездили на всевозможные культурные фестивали по Армении и за рубеж, побеждали, привозили с собой награды и призовые места. Познавали Армению даже те дети, которые никогда не бывали на родине. Рейтинг школы зашкаливал. Армянские дети поступали в лучшие вузы столицы, многие из них стали известными специалистами в своем деле. Я горжусь тем, что во время 44-дневной войны мои ученики находились в тылу. Многие из них волонтерили, выезжали бригадами добровольцев из Москвы на фронт, особенно известные столичные доктора, выпускники нашей школы, оперировали до последнего дня в полевых условиях, экстренно спасали солдат в госпиталях Арцаха. Имена называть не стану, но точно знаю, что они настоящие патриоты в самом прямом и настоящем смысле этого слова.
Как на вас отразилась арцахская война? Какие чувства она в вас вызвала?
Это стало точкой отсчета для моего переезда. Ничего, кроме боли не может вызвать ни одна война. Это страшные потери, которые мы все еще оплакиваем. Это дети, которых не стало. И, безусловно, это те, кто остался, с кем нам всей нацией надо работать: вдовы, матери, раненые, инвалиды. Будучи участниками армянского форума женщин Москвы и международного союза «Мать милосердия», совместно с Лилит Чибухчян и другими добровольцами, мы постоянно помогали нашим солдатам. Лично я вкладывала свои средства, мое окружение помогало с закупками, логистикой и отправкой в Армению гуманитарных грузов.
Как вы решились на репатриацию?
Так получилось, что моя мама живет в Армении. Мне хотелось быть рядом с ней. Она в преклонном возрасте, увидела и пережила многое на своем веку. Последняя война и блокада Арцаха особенно сильно отразились на ее здоровье. Тогда я и решила окончательно переехать на родину с миссией построить достойную школу для детей. Конечно, послевоенная разруха и вся эта трагедия побудили меня быстрее принять решение. Поверьте, у меня нет и не было никогда коммерческого интереса в проектах, связанных с Арменией. Мне искренне хочется создать пространство постоянного просвещения, развития, свободы мысли. Я очень люблю творческое направление. Всегда уделяла особенное внимание дополнительному образованию школьников. К тому же, важно внедрить новые технологии, найти кадры. В общем, пока есть энергия, желание, ресурсы — надо работать. По-моему, армянские дети, особенно из регионов Гюмри, Арцаха, Лори, очень одаренные и талантливые, им надо помогать в реализации потенциала.
В чем особенность Leader School Azaryan?
В том, что мы живем идеей развития ребенка. Способствуем поиску собственного пути, умению ориентироваться в информационном потоке, выбрать не навязанное, а свое будущее. Важно отметить, что школа была закрыта более 15 лет. Мы провели огромную работу по ремонту, инвентарю, оснащению школы, всей материально-технической базы. По сути, мы вдохнули новую жизнь в заведение, открыли второе дыхание. Коллектив уже собран, все педагоги прошли соответствующую аттестацию. У 80% стаж работы более 30 лет, у 20% — более 40 лет, у 10% — 5 лет. Руководители творческих направлений тоже высококвалифицированные специалисты. Среди арт-студий у нас значатся: театр, танец, хор, изобразительное искусство. Особое внимание уделяется изучению языков. У нас можно выучить, допустим, китайский хоть с первого класса, если на то есть желание родителей. Скоро мы введем арабский и фарси. К слову, наш педагогический состав — билингвы. Среди учеников у нас есть нацменьшинства и дети диаспоры. Поэтому русский и английский языки у нас проводятся в углубленном формате. Школа расположена в районе Шенгавит в шаговой доступности от метро. Ученики добираются до учебного корпуса и обратно на корпоративном транспорте. И это тоже наше нововведение.
Какие дальнейшие планы по развитию школы?
Планы грандиозные. Будем внедрять профильные классы по медицинскому направлению, информатике и лингвистике. Также, хотим ввести в штат специалистов по работе с детьми с особыми потребностями: логопеда, психолога, дефектолога. Чрезвычайно важно уделять внимание детям с особыми потребностями, учитывать их нужды в современном мире. В конце мая у нас состоится день открытых дверей. Желающие смогут посетить школу и задать все интересующие вопросы непосредственно директору и коллективу.
Официальный сайт школы: leader-school.am
Беседовала Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване